Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Дошкольное образование детей с ОВЗ может быть организовано совместно с другими детьми. Коррекционная работа и/или инклюзивное образование должно быть направлено на:
- обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ОВЗ, оказание им квалифицированной помощи в освоении программы;
- освоение детьми с ОВЗ программы, их разностороннее развитие с четом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.
Коррекционная функция ДОУ– предполагает уделить особое внимание работе по преодолению трудностей в процессе воспитания и обучения детей, нуждающихся в коррекции имеющихся недостатков физического и психологического развития.
С этой целью в нашем детском саду была создана модель коррекционно-развивающей деятельности, которая включает:
1. Создание команды единомышленников из всех специалистов (учителя-логопеда, воспитателей, музыкального руководителя,медицинского персонала) и повышение их профессионального уровня.
2. Организация коррекционно-развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка.
3. Разработка интегрированного коррекционно-развивающего, календарно-тематического плана, построенного на основе комплексной диагностики.
ППК, созданный в ДОУ, ставит своей целью создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для развития детей, с учетом возрастных и индивидуально-типологических особенностей, состояния соматического и психического здоровья. В данной системе взаимодействуют диагностико-консультативное, коррекционно-развивающее и социальное направления. Работа ППК основывается на строгом соблюдении международных и российских законов о защите и развитии детей. ППК руководствуется Конституцией РФ, Конвенцией ООН о правах ребенка, Декларацией прав и свобод человека и гражданина, Семейным кодексом РФ, Федеральным законом РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральным законом РФ «Об образовании в Российской Федерации».
Основные задачи и содержание работы:
Выявление уровня и особенностей развития познавательной сферы (речи, памяти, внимания), изучение эмоционально-волевого и личностного развития ребенка.
Разработка рекомендаций воспитателям и педагогам для обеспечения дифференцированного подхода к детям.
Разработка и реализация индивидуально-дифференцированных программ по развитию и оздоровлению детей.
Проведение здоровьесберегающих мероприятий (оздоровительная гимнастика, закаливание, психогимнастика, витамино-, фитотерапия, релаксация)
Социальная диагностика семьи. Выявление семей группы риска и работа с ними.
Осуществление консультационной помощи родителям (законным представителям), воспитателям и педагогам дополнительного образования.
Официальный сайт имеет версию для слабовидящих.
В групповых помещениях МБДОУ обеспечен свободный доступ к играм и игрушкам.
Учреждение укомплектовано квалифицированными кадрами: 6 воспитателей, музыкальный руководитель, учитель-логопед, инструктор по физической культуре.
При организации образовательной, игровой деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья имеется коррекционное оборудование: фитболы разного размера, массажные мячи, массажные дорожки, мягкие маты.
Дети с ОВЗ и инвалиды могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях.
В наличии автостоянка для инвалидов (дорожный знакам 6.4 «Парковка (парковочное место)», пандус, кресло коляска, оборудованный санузел, информационная табличка, выполненная шрифтом Брайля, кнопка вызова сотрудника.
Специально оборудованные учебные кабинеты
С целью логопедического коррекционно-развивающего воздействия в ДОУ функционируетлогопункт. Деятельность, которого направлена на устранение речевых дефектов у детей (совершенствование звуковой культуры развитие фонематического слуха и фонематического восприятия, формирование грамматического строя речи, обогащение словарного запаса) а также на предупреждение возможных трудностей в процессе школьного обучения (профилактика дисграфии,совершенствование познавательных процессов и обеспечение личностной готовности к обучению в школе).
Работа с детьми:
определение и реализация индивидуального маршрута коррекции и компенсации речевого дефекта;
индивидуальные и групповые занятия по коррекции звукопроизношения и развитию психологической базы речи.
Работа с родителями:
консультирование родителей, по всем направлениям работы (формирование полноценной звуковой стороны речи, практическое усвоение лексических и грамматических средств языка, развитие связной речи);
участие в родительских собраниях, информирование родителей о результатах психолого-педагогического обследования детей;
практические тренинги по постановке и автоматизации звуков, по развитию мелкой моторики.
Работа с воспитателями:
анализ работы воспитателя в группе и помощь при затруднениях, связанных с особенностями речевого развития отдельных детей;
участие в педсоветах;
разработка рекомендаций по работе с детьми.
проведение семинаров-практикумов для воспитателей.
МБДОУ оборудовано 6 групповых помещений, в том числе для проведения практических занятий, объектов спорта, средств обучения и воспитания.
В состав групповых ячеек входят: раздевальная, групповая, спальня, туалетная, умывальная. Все группы оснащены необходимой мебелью, оборудованием, играми и игрушками в соответствии с возрастными особенностями воспитанников, требованиями основной общеобразовательной программы ДОУ и ФГОС ДО.
В групповой ячейке каждому ребенку обеспечивается личное пространство: кроватка, стул, шкафчик для одежды и др. Для прогулок ребенку предоставляется зона игровой территории, оборудованная верандой (в случае плохой погоды), песочницей, малыми формами в соответствии с возрастом.
Оборудование основных помещений соответствует росту и возрасту детей, учитывает гигиенические и педагогические требования. В помещениях и на прогулочном участке в соответствии с возрастом детей организуется развивающая предметно-пространственная среда, оборудованная играми, игрушками, учебно-наглядными пособиями. Пространство группы организовывается в виде хорошо разграниченных центров (центр природы, центр книги, центр изобразительной деятельности, центр безопасности, центр театрализованных игр, центр двигательных игр, центр сюжетно – ролевых игр, центр конструирования и др.), оснащенных большим количеством развивающих материалов. Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.
В наличии автостоянка для инвалидов(дорожный знакам 6.4 «Парковка (парковочное место)», пандус, кресло коляска, оборудованный санузел,информационная табличка, выполненная шрифтом Брайля, кнопка вызова сотрудника.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Спортивно-музыкальный зал - предназначен для решения задач физического, музыкального воспитания и развития детей. Оснащён современным оборудованием: мультимедийный комплект, электронное пианино, учебно-методическими материалами, музыкально-методической литературой и дидактическими играми, спортивным оборудованием, массажными мячами, шведской стенкой, фитболами разного диаметра, матами, массажными дорожками..
В наличии автостоянка для инвалидов(дорожный знакам 6.4 «Парковка (парковочное место)», пандус, кресло коляска, оборудованный санузел,информационная табличка, выполненная шрифтом Брайля, кнопка вызова сотрудника.
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В каждой группе детского сада созданы речевые уголки, включающие в себя:
- уголок развития речи - развивающие игры, наборы сюжетных и предметных картинок;
- книжный уголок;
- сюжетно-ролевая игра «Библиотека» (старший дошкольный возраст);
- театральные уголки с различными видами театров.
Учитель-логопед имеет полный комплект программно-методического обеспечения, наглядных пособий для осуществления образовательной деятельности.
В наличии автостоянка для инвалидов(дорожный знакам 6.4 «Парковка (парковочное место)», пандус, кресло коляска, оборудованный санузел,информационная табличка, выполненная шрифтом Брайля, кнопка вызова сотрудника.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В детском саду созданы условия для полноценной двигательной деятельности детей, формирования основных двигательных умений и навыков, повышения функциональных возможностей детского организма, развития физических качеств и способностей. Для этого оборудован спортивно-музыкальный зал, в котором проводятся утренняя гимнастика, НОД, физкультурные досуги, праздники и развлечения.
В зале имеется стандартное и нестандартное оборудование и спортивный инвентарь, необходимые для ведения физкультурно-оздоровительной работы: гимнастическая скамейка, спортивный инвентарь, мячи, обручи, палки, скакалки и др., стойки и планки для прыжков и перешагивания, мешки с песком, оборудование для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата.
На территории детского сада оборудована спортивная площадка, на которой оборудована прыжковая яма, дорожка здоровья, футбольные ворота, щиты для метания, волейбольные стойки, беговая дорожка. В каждой возрастной группе есть физкультурный центр соборудованием для выполнения общеразвивающих упражнений и основных движений, атрибутами для подвижных и спортивных игр, коррекционных упражнений.
Оборудование и инвентарь соответствуют правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены и эстетики, СанПин. Размеры и конструкции оборудования и пособий отвечают анатомо-физиологическим особенностям детей, их возрасту.
В наличии автостоянка для инвалидов(дорожный знакам 6.4 «Парковка (парковочное место)», пандус, кресло коляска, оборудованный санузел,информационная табличка, выполненная шрифтом Брайля, кнопка вызова сотрудника.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС ДО к условиям реализации ООП ДО как совокупность учебно-методических материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.
Дети используют игровое оборудование,дидактические и развивающие игры, демонстрационные и раздаточные материалы, игры для развития мелкой моторики.
В наличии автостоянка для инвалидов(дорожный знакам 6.4 «Парковка (парковочное место)», пандус, кресло коляска, оборудованный санузел,информационная табличка, выполненная шрифтом Брайля, кнопка вызова сотрудника.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Для граждан с ОВЗ и инвалидов обеспечен беспрепятственный доступ в здание МБДОУВ наличии автостоянка для инвалидов(дорожный знакам 6.4 «Парковка (парковочное место)», пандус, оборудованный санузел,информационная табличка, выполненная шрифтом Брайля, кнопка вызова сотрудника.Здание оснащено системой видеонаблюдения и противопожарной сигнализацией.Территория асфальтирована или имеет твердое покрытие.
Доступ к кабинетам администрации, медицинскому кабинетам, санузлу обеспечен посредством предоставления сопровождающего лица, кнопка вызова сотрудника, имеется кресло коляска, пандус.
Специальные условия питания
В учреждении организовано сбалансированное питание в соответствии с примерным 20-дневным меню, в соответствии с действующими Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами,питание организовано в групповых помещениях. Весь цикл приготовления блюд происходит на пищеблоке. Помещение пищеблока размещается на первом этаже, имеет отдельный выход.
Готовая пища выдается только после снятия пробы и соответствующей записи в журнале результатов оценки готовых блюд. Организация питания постоянно находится под контролем администрации.
В детском саду предусмотрено меню для детей с пищевой аллергией: безмолочное и безглютенное меню.
Создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья не осуществляется.
Специальные условия охраны здоровья
Планирование и проведение работы по охране здоровья воспитанников осуществляется в двух направлениях: педагогическом и медицинском.
Медицинское обслуживание детей в МАДОУ осуществляется персоналом ДГБ № 8
Медицинский блок состоит из: медицинского и процедурного кабинета.
Медицинский кабинет оснащен всем необходимым оборудованием, которое соответствует санитарно-гигиеническим требованиям.
В образовательном учреждении с целью охраны здоровья воспитанников проводятся следующее мероприятия:
· проведение профилактических осмотров;
· мероприятия по обеспечению адаптации в образовательном учреждении;
· осуществление систематического медицинского контроля за физическим развитием воспитанников и уровнем их заболеваемости;
· обеспечение контроля за санитарно-гигиеническим состоянием образовательного учреждения;
· осуществление контроля за физическим, гигиеническим воспитанием детей, проведением закаливающих мероприятий;
· осуществление контроля за выполнением санитарных норм и правил.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Воспитанники МБДОУ не имеют доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся воспитанников, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья – не предусматривается.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
В группах установлены интерактивная доска, магнитные доски, магнитофоны в каждой возрастной группе, образовательный комплекс кинект "Безопасность", мультистудия.Дети инвалиды и лица с ОВЗ могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях, в том числе с имеющимся в ДОУ оборудованием.