Дополнительная образовательная программа Хореография

Содержание
1. Пояснительная записка.
1.1. Цель и задачи реализации рабочей программы
1.2. Принципы и подходы формирования рабочей программы
1.3. Возрастные и индивидуальные особенности контингента
воспитанников.
2. Планируемые результаты.

3
4
5
6

3. Структура образовательного процесса.

11

3.1. Содержание психолого-педагогической работы по освоению
детьми рабочей программы
3.2. Календарно-тематическое планирование программы первого
года обучения.
3.3. Календарно-тематическое планирование программы второго
года обучения.
3.4. Календарно-тематическое планирование программы третьего
года обучения.
3.5. Календарно-тематическое планирование программы четвертого
года обучения.

13

9

14
19
24
30

3.6. Календарно-тематическое планирование программы пятого
года обучения.
4. Взаимодействие с семьей в реализации рабочей программы
5. Мониторинг достижений детьми планируемых результатов освоения
рабочей программы
6. Организационно-педагогические условия.
6.1. Организация развивающей предметно-пространственной
среды.
6.2. Материально-техническое и кадровое обеспечение рабочей
программы по хореографии.
6.3. Программно-методическое обеспечение рабочей программы
по хореографии.

2

38
39

43
44
45

1. Пояснительная записка.
Направленность
Дополнительная

общеразвивающей

общеобразовательная

программы:
общеразвивающая

художественная.
программа

по

«ХОРЕОГРАФИИ» определяет содержание и организацию образовательного
процесса в дополнительном образовании, направлена на обеспечение условий для
интеллектуального, физического, нравственного развития и самореализации
личности, путем формирования духовно-нравственных ценностей и развития
коммуникативного опыта.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

по

хореографии для детей разработана в соответствии со следующими документами:
• Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-Федерального Закона
«Об образовании в Российской Федерации»;
• Концепция

содержания

непрерывного

образования

(дошкольное

и

начальное звено), утвержденной Федеральным координационным советом по
общему образованию Министерства образования РФ 17.06.2003 г.;
• Международная Конвенция «О правах ребенка» (1989);
• Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. №1008
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
• Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.304913 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации

режима

работы

дошкольных

образовательных

организаций»

(Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая
2013 г. N 26)
• Устав

муниципального

бюджетного

учреждения детского сада № 508

3

дошкольного

образовательного

Направление и содержание дополнительного образования в дошкольных
учреждениях определяется запросами родителей (законных представителей),
интересами и потребностями воспитанников.
Данная программа сориентирована на работу с детьми, независимо от
наличия у них специальных физических данных, на воспитание хореографической
культуры и привитие начальных навыков в искусстве танца. В основу рабочей
программы по «ХОРЕОГРАФИИ» положена парциальная «В мире музыкальной
драматургии», Т.Ф. Коренева, рекомендованная Министерством образования
Российской Федерации в качестве программы воспитания, обучения и развития
детей дошкольного возраста.
Назначение

программы

–

осуществление

хореографического

образования

дошкольников в свободное время, более широкое приобщение воспитанников к
искусству.
1.1. Цель и задачи реализации рабочей программы по хореографии.
Цель программы — сформировать активное восприятие музыкального искусства
через осознание драматургии музыкального произведения, воспитать интерес и
желание к передаче музыкальных образов средствами ритмопластики.
В связи с взаимообусловленностью музыки и движения, а также целями
данной программы, сформулированы задачи обучения и воспитания детей.
1. Развивать основы музыкальной культуры.
2. Развивать музыкальность, способствовать становлению музыкальноэстетического сознания через воспитание способности чувствовать, эстетически
переживать музыку в движениях.
3. Учить детей воспринимать развитие музыкальных образов, передавать их в
движениях, согласовывая эти движения с характером музыки, средствами
музыкальной выразительности.
4. Развивать музыкальные способности (эмоциональную отзывчивость на музыку,
слуховые представления, музыкально-ритмические чувства).
5. Учить определять музыкальные жанры (танец, марш, песня), виды ритмики
(танец, игра, упражнение), понимать простейшие музыкальные понятия (высокие
4

и низкие звуки; быстрый, средний, медленный темп; громкая, умеренно-громкая,
тихая музыка и т. д.).
6. Учить изменять движения и направления движения в соответствии с формой
музыкального произведения.
7. Формировать красивую осанку, выразительность и пластику движений и
жестов в танцах, играх, хороводах, упражнениях.
8. Развивать творческие способности, предлагая задания на импровизацию,
этюды.
Рекомендуется привлекать к совместной творческой деятельности: 1. Бывших
выпускников дошкольных организаций, обучающихся в музыкальных школах. 2.
Учащихся детских школ искусств на следующих отделениях: —
хореографическое; — театральное; — изобразительное искусство. 3. Мам, пап,
братьев, сестёр — всех, кто заинтересован в творческом и личностном развитии
своего ребёнка.
1.2.

Принципы

и

общеобразовательной

подходы

формирования

общеразвивающей

программы

дополнительной
по

хореографии.

Программа построена на основе принципов, утверждаемых ФГОС ДО:
—

полноценное

проживание

музыки

ребёнком

дошкольного

возраста,

обогащение детского развития новыми эмоциями;
— построение образовательной деятельности на основе индивидуальных
особенностей каждого ребёнка; — содействие и сотрудничество детей и
взрослых;
— поддержка инициативы детей;
— сотрудничество дошкольной организации с семьёй;
— приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и
государства;
— формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка
в различных видах деятельности;
5

— возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий,
требований, методов возрасту и особенностям развития).
Предложенная программа поможет успешно проводить работу по формированию
у детей красивой осанки, свободы и пластики движений. Чувства и настроения,
вызванные музыкой, придадут движениям детей эмоциональную окраску, влияя
на разнообразие и выразительность жестов. Педагогам, проводящим с детьми
дополнительные занятия по ритмике, необходимо учитывать их желание и
физические возможности. Занятия должны приносить детям радость, побуждать к
общению с музыкой, развивать творческие способности.
Заниматься детям следует в форме, которая должна отвечать эстетическим
требованиям и не стеснять их движения: для девочек — это короткие юбочки,
футболки или купальники, белые носки, чешки или балетные тапочки; для
мальчиков — шорты, белая футболка, чешки, белые носки. Занятия можно
проводить и в первую, и во вторую половину дня. Педагог по ритмике
продумывает форму своей одежды таким образом, чтобы дети могли наблюдать
его эталонную пластику. Планируя занятия, необходимо учитывать анатомофизиологические особенности детей дошкольного возраста, их специфику
восприятия музыки. В группе должно быть не более 10–15 детей одного возраста.
Основное условие в планировании и проведении дополнительных занятий по
ритмике — учитывать содержание основной образовательной программы
дошкольного образования в детском саду.
Образовательная деятельность с детьми группы раннего возраста (2-3 года)
проводится 1 раз в неделю во второй половине дня, младшей группы (3-4 года), не
более 15 мин 2 раза в неделю. Образовательная деятельность с детьми среднего и
старшего дошкольного возраста (4-7 лет) проводится 2 раза в неделю во вторую
половину дня не более 20 минут для детей 4-5 лет, не более 25 минут для детей 56 лет, не более 30 минут для детей 6-7 лет (Требования СанПиН 2.4.1.3049-13).
Направленность программы – художественная.
Перечень форм обучения: групповая.
Перечень видов занятий: беседа, практическое занятие, открытое занятие.
Перечень

форм

проведения

итогов

реализации

дополнительной

общеразвивающей программы: открытое занятие, отчетный концерт.
1.3. Возрастные и индивидуальные особенности контингента воспитанников
6

Программа предназначена для детей в возрасте от 2 до 7 лет.
Возрастная характеристика, контингента детей 2-4 лет
Дети младшего школьного возраста чрезвычайно непосредственны и
эмоциональны. Движение, особенно под музыку, доставляет им большую радость.
Однако возрастные особенности в пропорциях строения тела (короткие ноги и
руки, большая голова, короткое туловище), особенности протекания нервных
процессов и их зрелости, сформированности сказываются на двигательных
возможностях.

Движения

малышей

еще

не

достаточно

точные

и

координированные, плохо развито чувство равновесия, поэтому объем и
разнообразие двигательных упражнений невелики и все они носят, как правило,
игровой характер.
Приоритетные задачи: воспитание интереса, потребности в движении под
музыку;

развитие

слухового

внимания,

умения

выполнять

движения

в

соответствии с характером и темпоритмом музыки; обогащение слушательского и
двигательного опыта.
Возрастная характеристика, контингента детей 4-5 лет
В этом возрасте у детей появляется возможность выполнять более сложные
по координации движения.

Возрастает способность к восприятию тонких

оттенков музыкального образа, средств музыкальной выразительности.
Задача педагога состоит в том, чтобы создать условия для поиска
характерных особенностей пластики

персонажей, деталей их

поведения.

Выразительность исполнения образных движений, воссоздавая образ в целом. В
основном это мир природы, окружающей нас, игрушки, добрые сказочные
персонажи. Детям предлагаются этюды, небольшие по содержанию рассказы,
яркие короткие музыкальные произведения для освоения образа, задания для
импровизации танцевальных движений, игры с импровизациями.
В

музыкально-художественной

деятельности

дети

эмоционально

откликаются на художественные произведения, произведения музыкального и
изобразительного

искусства.

Дошкольники
7

начинают

более

целостно

воспринимать сюжет музыкального произведения, понимать музыкальные
образы. Активнее проявляется интерес к музыке, разным видам музыкальной
деятельности. Музыкальная память позволяет детям запоминать, узнавать и даже
называть любимые мелодии.
Возрастная характеристика, контингента детей 5-6 лет
Возрастные

особенности

детей

позволяют

усложнить

материал.

Психологические особенности позволяют ребенку лучше координировать свои
действия с партнером, у детей возрастает способность к сочинению, фантазии,
комбинации различных движений. Поэтому основным направлением в работе с
детьми старшего возраста становится взаимодействие нескольких персонажей,
комбинации нескольких движений и перестроений.
Задачей

педагога

является

формирование

способов

отношений

с

несколькими персонажами, развитие умений понимать их, передавать один и тот
же образ в разных настроениях, в разном характере, формировать способы
комбинации различных танцевальных движений и перестроений.
Детям предлагаются более сложные композиции, яркие, контрастные
музыкальные произведения для восприятия и передачи музыкального образа,
предлагаются более сложные схемы перестроений, комбинации танцевальных
движений.
Музыкально-художественная деятельность.

В старшем дошкольном

возрасте происходит существенное обогащение музыкальной эрудиции детей:
формируются

начальные

устанавливаются

связи

выразительности.

При

представления
между

о

видах

художественным

слушании

музыки

дети

и

жанрах

образом

и

музыки,

средствами

обнаруживают

большую

сосредоточенность и внимательность. Совершенствуется качество музыкальной
деятельности.
Возрастная характеристика, контингента детей 6-7 лет
Возрастные

особенности

детей

позволяют

осваивать

сложные

по

координации движения, понимать сложные перестроения, чувствовать партнера и
взаимодействовать друг с другом, при этом контролировать качество исполнение
8

движения.

Психологические

особенности

позволяют

самостоятельно

придумывать новые образы, интерпретировать знакомые образы, передавать их
взаимодействие. Дети подготовительной группы способны к самостоятельному
сочинению

небольших

танцевальных

композиций

с

перестроением

и

комбинацией танцевальных движений.
Задачей педагога на данном этапе остается формирование способов
отношений между партнерами, восприятия и передачи музыкальных образов с
оттенками их настроения и характера, образно-пластического взаимодействия
между несколькими партнерами. На данном этапе педагог создает

детям как

можно больше условий для самостоятельного творчества.
Музыкально-художественная

деятельность

характеризуется

большой

самостоятельностью в определении замысла работы, сознательным выбором
средств выразительности, достаточно развитыми эмоционально-выразительными
и техническими умениями. Развитие познавательных интересов приводит к
стремлению получения знаний о видах и жанрах искусства (история создания
музыкальных шедевров, жизнь и творчество композиторов и исполнителей).
2. Планируемые результаты.
Обучая дошкольников по данной программе, к концу года мы добиваемся
следующих результатов:
Первый год обучения (группа раннего возраста). К трем годам у ребенка
появляется достаточный запас эмоциональных впечатлений, сформируется
элементарное эстетическое восприятие и эмоциональная отзывчивость к
происходящему (будь то игра, танец и т.д.), повышается танцевальная активность:
ребенок исполняет несложные пляски (в том числе и с атрибутами), танцует в
кругу, в паре, в хороводе, легко вовлекается в музыкально-подвижные игры,
ребенок выполняет действия под музыку, передает характерные движения
игровых персонажей (лиса, заяц и т.д.), появляются первые творческие
проявления ребенка в движении.
9

Второй

год

обучения

(младшая

группа).

Дети

знают

назначение

музыкального зала и правила поведения в нем. Умеют ориентироваться в зале,
строиться в шеренгу. Умеют выполнять ритмические танцы и комплексы
упражнений первого года обучения под музыку. Овладевают навыками
ритмической ходьбы. Умеют хлопать и топать в такт музыки. Умеют в
музыкально-подвижной игре представить различные образы (зверей, птиц,
растений, фигуры и т.д.).
Третий год обучения (средняя группа). После второго года обучения
занимающиеся знают о назначении отдельных упражнений танцевальноритмической

гимнастики.

Умеют

выполнять

простейшие

построения

и

перестроения. Умеют исполнять ритмические, бальные танцы и комплексы
упражнений второго года под музыку. Умеют ритмично двигаться в различных
музыкальных темпах и передавать

хлопками и притопами простейший

ритмический рисунок. Знают основные танцевальные позиции рук и ног. Умеют
выполнять простейшие двигательные задания по креативной гимнастике этого
года обучения.
Четвертый год обучения (старшая группа). Дети владеют навыками по
различным видам передвижений по залу и приобретают определенный «запас»
движений в общеразвивающих и танцевальных упражнениях. Могут передавать
характер

музыкального

произведения

в

движении

(веселый,

грустный,

лирический, героический и т.д.). Владеют основными хореографическими
упражнениями по программе этого года обучения. Умеют исполнять ритмические
и бальные танцы и комплексы упражнений под музыку.
Пятый год обучения (подготовительная к школе группа). Могут хорошо
ориентироваться в зале при проведении музыкально-подвижных игр. Умеют
выполнять специальные упражнения для согласования движений с музыкой,
владеют основами хореографических упражнений этого года обучения. Умеют
исполнять ритмические, народные, бальные танцы и комплексы упражнений, а
также двигательные задания по креативной гимнастике этого года обучения.
10

Общие:
- дети с удовольствием посещают занятия, они активны и эмоциональны;
- каждый ребёнок может осознанно повторить выученные элементы танцев;
- родители интересуются занятиями детей;
- педагоги активно используют полученные умения детей на различных
мероприятиях;
- выявление и привлечение способных детей к расширенным и углубленным
дополнительным знаниям.
Главный ожидаемый результат: овладение детьми навыками искусства
танца, способности и желание продолжать занятия хореографией после освоения
программы.
3. Структура образовательного процесса.
Программа
направлена

по хореографии рассчитана на

на всестороннее, гармоничное и

пять лет

целостное

обучения

развитие

и

личности

детей дошкольного возраста от 2 до 7 лет.
1. Вводное занятие.
На данном занятии дети узнают, что такое танец. Узнают о том, как
зародился танец, какие бывают танцы, в чем их отличие. Знакомятся с тем, что
необходимо для занятий танцем (танцевальная форма, обувь). Чем дети будут
заниматься на протяжении учебных лет.
2. Партерная гимнастика.
Партерная гимнастика или партерный экзерсис. Экзерсис в хореографии
является фундаментом танца. Партерный экзерсис - это упражнения на полу,
которые позволяют с наименьшими затратами энергии достичь сразу трех целей:
повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок, нарастить
силу мышц. Эти упражнения также способствуют исправлению некоторых
недостатков в корпусе, ногах и помогают вырабатывать выворотность ног,
развить гибкость, эластичность стоп.
11

3. Упражнения на ориентировку в пространстве.
Данная

тема

позволит

детям

познакомиться

с

элементарными

перестроениями и построениями (такими как: круг, колонна, линия, диагональ,
полукруг и др.), научит детей четко ориентироваться в танцевальном зале и
находить свое место. В дальнейшем, повторяя и закрепляя этот раздел, дети
научатся в хореографических этюдах сменять один рисунок на другой.
4.Упражнения для разминки.
Данный раздел поможет детям подготовиться к началу занятия, разовьет у
ребенка чувство ритма, умение двигаться под музыку. Послужит основой для
освоения детьми различных видов движений, обеспечивающих эффективное
формирование умений и навыков, необходимых при дальнейшей работе по
данной программе.
5. Народный танец.
В данном разделе дети будут знакомиться с элементами народного танца:
позициями и положениями рук и ног, с различными танцевальными движениями,
познакомятся с танцевальными перестроениями. Каждый учебные год внесет свои
изменения в процесс освоения материала. С каждым годом он будет более
насыщенный и сложный. После освоения комплекса различных движений дети
будут знакомиться с танцевальными комбинациями, построенными на данных
движениях. А из этих комбинаций в дальнейшем будут составлены и разучены
тренировочные танцевальные этюды.
6. Классический танец.
Классический танец – основа всей хореографии. Он поможет детям познать
свое тело, научиться грамотно владеть руками и ногами, исполняя тот или иной
танцевальный элемент. На занятиях классическим танцем, дети познакомятся с
основными позициями рук и ног, различными классическими движениями
(battement tendu, demi plie и др.), познакомятся с квадратом А. Я. Вагановой. С
каждым учебным годом к более простым танцевальным движениям будут
добавляться более сложные, разучиваться танцевальные этюды.
7. Бальный танец.
12

В раздел «бальный танец» включены такие танцевальные элементы как:
подскоки, par польки, элементы вальса, полонеза, менуэта, танго, рок-н-ролла.
Дети научаться держать корпус и руки согласно тому времени, к которому
относятся исполняемые танцевальные движения, постараются перенять манеру
исполнения танцев того времени. Во время занятий бальным танцем большое
внимание будет уделяться работе в паре, что имеет большое воспитательное
значение.
Также как и после знакомства с предыдущими разделами детям
предлагается изучить и исполнить этюды «Полька», «Вальс», «Танго», «Рок-нролл» «Полонез», «Менуэт».
3.1. Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми
рабочей программы по хореографии.
Предлагаемая Программа направлена

на всестороннее развитие ребенка,

формирование средствами музыки и ритмических движений, разнообразных
умений, способностей, физических качеств личности.
Каждая непосредственно образовательная деятельность состоит из трёх
частей: вводной, основной и заключительной.
Вводная часть НОД

занимает 5-15%

от

общего времени. Задачи этой

части сводятся к тому, чтобы подготовить организм ребёнка к работе, создать
психологический

и

эмоциональный

настрой. В нее

ходят:

гимнастика

(строевые, общеразвивающие упражнения); ритмика; музыкально – подвижные
игры; танцы (танцевальные шаги, элементы хореографии, ритмические танцы);
танцевально-ритмическая гимнастика.
Основная часть занимает

70-85% от общего

времени. В этой части

решаются основные задачи, идёт основная работа над развитием двигательных
способностей. В этой части даётся большой объём знаний, развивающих
творческие способности детей. В нее входят: ритмические

и бальные танцы,

пластика, креативная гимнастика.
Заключительная часть НОД длится от 3 до 7 % общего времени. Здесь
используются

упражнения

на

расслабление
13

мышц, дыхательные

и

на

укрепление осанки, пальчиковая гимнастика. В конце

занятия

подводится

итог, и дети возвращаются в группу.
Программа дополнительного образования затрагивает все направления
развития детей:
Образовательные
области
Физическое
развитие

Речевое развитие
Познавательное
развитие

Художественноэстетическое
развитие

Социальнокоммуникативное
развитие

Содержание
- развитие физических качеств личности (гибкость, выносливость и
координация);
- накопление и обогащение двигательного опыта детей;
- формирование у воспитанников потребности в
двигательной
активности.
- развитие дыхательной системы;
- развитие умения общаться со взрослыми, сверстниками;
- развитие умения слушать, выполнять словесную инструкцию.
- ознакомление дошкольников с организмом человека, его функциями;
способами заботы о нем;
- упражнение в счете, ориентировке в пространстве.
- развитие умения согласовывать движения с музыкой;
- умение различать характер музыкальных произведений;
- развитие чувства ритма, тембрового слуха;
- развитие мелкой моторики для работы с художественными
материалами;
- развитие умения ориентироваться на плоскости;
- укрепление крупной мускулатуры для статических занятий.
- умение действовать в окружающем социуме, подчиняться общим
правилам поведения;
- формирование представления об опасных для человека ситуациях и
способах поведения в них;
- воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду
других людей и его результатам.

3.2. Календарно-тематическое планирование рабочей программы
первого года обучения.
Характеристика возраста:
Мозг ребенка до 3-х лет восприимчив к информации извне и может усваивать
ее в достаточно большом объеме. Именно в этот возрастной период формируется
основа будущего интеллекта, а основной деятельностью на данном этапе является
игра.
Дети 2 лет чрезвычайно непосредственны и эмоциональны. Движения, особенно
под музыку, доставляют им большую радость. Движения малышей еще
недостаточно точны и координированы, плохо развито чувство равновесия,
14

поэтому обмен и разнообразие двигательных упражнений невелики, и все они
носят, как правило, игровой характер. И поэтому главной задачей педагога, будет
сделать игру максимально продуктивной.
Приоритетные задачи:
- помогать ребенку овладевать танцевально-игровой деятельностью
- приобщать ребенка к восприятию музыкально-ритмической культуры
- побуждать к первоначальным творческим проявлениям
- совершенствование развития психомоторных способностей.
№ Тема
п\п

Теория

Практика Всего

1

1

1

гимнастика 1

3

4

1.

Игротанцы

2.

Креативная

3.

Пальчиковая

гимнастика 1

6

6

4.

Игровой

самомассаж 1

4

5

5.

Музыкально-подвижные

игры 1

3

4

23

28

партерная

ИТОГО:

5

Содержание
1. Раздел «Игротанцы» направлен на формирование у воспитанников
танцевальных движений, что способствует повышению общей культуры ребенка.
Танцы имеют большое воспитательное значение и доставляют эстетическую
радость детям. В этот раздел входят: танцевальные шаги, элементы
хореографических
упражнений.
1.1. Хореографические упражнения
«Хлопки», «покачивания», «кружения», свободные, плавные движения руками,
полуприседания, полное приседание, притопы, «фонарики» галоп, держимся в
паре («лодочки»), ходьба вперед и, пятясь, назад, бег, прыжки на месте.
1.2. Танцевальные шаги
Марш, шаги на полупальцах, шаги на пятках выставление ноги на носок и на
пятку.
1.3. Танцы с атрибутами
15

Танец с погремушками, танец с цветочками, танец сидя, танец утят, пляска с
куклами,
пляска
с
платочками.
1.4. Общие танцы
«Приседай», «Ай, да», новогодний хоровод, «Маленькая полечка», «Кузнечик»,
«Веселая пляска»
2.
Раздел
«Креативная
партерная
гимнастика» основывается
на
нетрадиционной методике развития мышечной силы и гибкости. Здесь
используется элементы и упражнения детской йоги, выполняемые в игровой
форме.
2.1 Музыкально-творческие задания
«Дождик», «Большие и маленькие дома», «Лодка», «Велосипед», «Фасолинки»,
«Неваляшка».
2.2. Специальный комплекс упражнений
«Тянем спинки», «Массажируем животик», «Змея», «Кошка», «Собака»,
«Лягушка»,
«Тигр»,
«Лодочка»,
«Гребля»,
«Летающие
карапузы».
3.2. Релаксационные упражнения
«Снеговик», «Бабочки», «Лифт», «Спим».
3.Раздел «Пальчиковая гимнастика» включает в себя упражнения,
превращающие учебный процесс в увлекательную игру, которая не только
обогащает внутренний мир ребенка, но и оказывает положительное воздействие
на улучшение памяти, мышления и развивает фантазию малыша. Этот раздел
служит основой для развития ручной умелости, мелкой моторики и координации
движений
рук.
3.1. Общеразвивающие упражнения для пальчиков
«Семья»,
«Здравствуй,это
3.2. Игры-потешки

я»,

«Снеговик»,
«Мышки»,
3.3. Выполнение фигурок из пальцев

«Пианино»,
«Ладушки»,

«Комарики».
«Сорока,сорока».

«Дом», «Ворота», «Забор», «Бинокль», «Лодочка», «Цепочка».
4. Раздел «Игровой самомассаж» включает в себя упражнения самомассажа в
игровой форме, от которых дети получают радость и хорошее настроение. Они
способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью,
развивая навык собственного оздоровления. Раздел является основой закаливания
и
оздоровления
детского
организма.
4.1. Поглаживание отдельных частей тела в образно-игровой форме
«Поколоти», «Поезд», «Утюжки», «Кошечка», «Ветерок», «Обжорики», «Стряхни
пыль», «Устали наши ножки».
5. Раздел «музыкально-подвижные игры» содержит упражнения, применяемые
практически на всех уроках и являются ведущим видом деятельности детей
раннего возраста. Здесь используются приемы имитации, подражания, образные
16

сравнения, ролевые ситуации, соревнования – все то, что требуется для
достижения поставленной цели при проведении занятий по танцевально-игровой
деятельности.
5.1. Музыкально-подвижные игры по ритмике
«Есть у киски», «Прятки», «Ой, летали птички», «Поезд», «Догонялки»,
«Подружились»,
«Громче-тише».
5.2. Сюжетно-ролевые игры
«Разбуди куклу», «Сварим суп», «Зайчишка трусишка», «Солнышко», «Два
человека».
3.3. Календарно-тематическое планирование программы
второго года обучения.
Характеристика возраста:
Дети младшего школьного возраста чрезвычайно непосредственны и
эмоциональны. Движение, особенно под музыку, доставляет им большую радость.
Однако возрастные особенности в пропорциях строения тела )короткие ноги и
руки, большая голова, короткое туловище), особенности протекания нервных
процессов и их зрелости, сформированности сказываются на двигательных
возможностях. Движения малышей еще не достаточно точные и
координированные, плохо развито чувство равновесия, поэтому объем и
разнообразие двигательных упражнений невелики и все они носят, как правило,
игровой характер.
Приоритетные задачи:
- воспитание интереса, потребности в движении под музыку;
- развитие слухового внимания, умения выполнять движения в соответствии с
характером и темпоритмом музыки;
- обогащение слушательского и двигательного опыта.
№
п\п

Тема

Теория

Практика Всего

1.

Вводное

1

-

1

2.

Ее Величество Музыка

1

-

1

3.

Играя, танцуем (ритмопластика)

2

4

6

4.

Игровой стретчинг

1

10

11

5.

Азбука танца

1

10

11

17

6.

Рисунок танца

1

10

11

7.

Танцевальное ассорти (репетиционнопостановочная работа)

1

14

15

8

48

56

ИТОГО:

Вводное занятие:
Знакомство с залом, рассказ о правилах поведения на занятиях, начальная
диагностика на элементарных заданиях.
ТЕМА «Ее Величество
музыкальными понятиями)

Музыка!»

(Ознакомление

с

элементарными

Задачи:
1. Воспитывать у детей умение слушать музыку.
2. Учить воспринимать и оценивать музыку.
3. Развивать умение организовать свои действия под музыку.
Содержание:
1. Характер музыкального произведения.
 Узнавание знакомых плясовых, маршевых мелодий, народных и детских
песен, пьес изобразительного характера и выражение этого в эмоциях,
движениях: «Зайка», «Птички», «Мишенька-медведь», «Барабан»,
«Лошадки»
 Творческое задание: импровизация под заданные мелодии: веселую и
грустную: «Веселый и грустный зайка», «Чебурашка».
 Создание заданного образа: воробей весело перелетает с ветки на
ветку, раненый воробей, котик заболел, котик играет, игры «Жуки и
бабочки», «Большая птица и маленькие птички»
2. Темпы
музыкальных
произведений
(быстрый,
медленный).
 Слушая музыку, определить ее темп (в движении).
 Творческое задание: изобразить зайку, мышку, лисичку, медведя
 Исполнить движение «Пружинка» в соответствии с заданными различными
темпами.
3. Динамические оттенки (громко, тихо)
 Слушая музыку, определить динамические оттенки (в движении).
 Творческое задание: изобразить хлопками (или пальчиками) дождь стучит
по крышам (громко); дождь моросит (тихо).
 Игра «Тихо и громко».
4. Ритмический рисунок.
 Воспроизведение хлопками и притопыванием простого ритмического
рисунка (быстро и медленно)
18

 Комбинация с хлопками: перед собой, по коленям, над головой, по бедрам.
5. Строение музыкального произведения (вступление, часть).
 Учить детей менять движение в соответствии с двухчастной формой
музыкального произведения.
 Игра «Побегаем, походим».
 На примере изучаемых танцевальных этюдов учить самостоятельно
начинать движение после вступления.
ТЕМА «Играя, танцуем» (Комплекс упражнений игровой ритмики)
Задачи:
1. Развивать внимание
2. Развивать координацию движений
3. Развивать зрительную и слуховую память
4. Подготовить детей к исполнению более сложных элементов
Содержание:
1. Комплексы игровой ритмики «Мы пойдем сегодня в лес, полный сказочных
чудес», «Веселые путешественники», «Лошадка», «Чебурашка», «Плюшевый
медвежонок».
2. Движения рук («Путаница», «Догонялочки», «Жадина»).
3. Движения ног («Топотушки», «Переходим через лужу»)
ТЕМА «Игровой стретчинг»
Задачи:
1. Развивать и тренировать суставно-связочный аппарат
2. Улучшать эластичность мышц и связок
3. Развивать ловкость, силу, апломб (устойчивость), вестибулярный аппарат
Содержание:
1. Упражнения на укрепление мышц спины и брюшного пресса путем прогиба
назад: «Змея», «Кошечка».
2. Упражнения на укрепление мышц спины и брюшного пресса путем наклона
вперед: «Рубим дрова», «Горка», «Черепаха», «Веточка», «Гребцы».
3. Упражнения на укрепление позвоночника путем поворотов туловища и
наклонов его в стороны: «Морская звезда», «Месяц», «Маятник», «Лисичка»,
«Часики»,
4. Упражнения на укрепление мышц тазового пояса, бедер, ног: «Бабочка»,
«Елочка», «Жучок», «Зайчик», «Велосипед».
5. Упражнения на укрепление и развитие стоп: «Лошадка», «Утюжок»
6. Упражнения на укрепление мышц плечевого пояса: «Пчелка», «Мельница»,
«Ветер, ветерок»
7. Упражнения на упражнения для тренировки равновесия: «Аист», «Цапля»,
«Петушок», «Ласточка».
19

8. Композиция «Маленький цыпленок»
ТЕМА «Азбука танца»
Задачи:
1. Развивать мускулатуру ног, рук, спины.
2. Формировать правильную осанку и координацию движений.
3. Подготовить детей к изучению более сложных элементов, этюдов, танцев.
Содержание:
1. Ходьба:
- бодрая,
- спокойная,
- на носках,
- топающим шагом,
- ходьба на четвереньках
2. Бег:
- легкий,
- ритмичный,
- передающий различный образ («бабочки», «птички», «ручейки»)
3. Прыжки:
- на двух ногах вместе,
- с продвижением вперед,
- прямой галоп («лошадки скачут»).
4. Постановка корпуса
5.Позиции ног: I-я, VI-я
6. Подготовка к изучению позиций рук (этюд «Воздушный шар»)
7.Танцевальные положения рук:
- на поясе,
- за юбочку,
- за спиной,
- на поясе в кулачках.
8. Танцевальные движения:
20

- поочередное выставление ноги на пятку,
- поочередное выставление ноги на носок,
- пружинки,
- притопывание одной ногой,
- притопывание двумя ногами
ТЕМА «Рисунок танца»
Задачи:
1. Научить детей ориентироваться в пространстве.
2. Научить детей соблюдать интервалы
3. Самостоятельно находить свободное место в зале.
4. Перестраиваться в круг
5. Становиться в пары.
Содержание:
1. Рисунок танца «Круг»:
- движения по линии танца (игра «Часы»);
- движение в круг, из круга (игра «Надувала кошка шар»).
2. Игра «Дружно парами гуляем»
3. Свободное размещение в зале (игра «Горошины»)
4. Игра «Клубочек»
5. Игра «Паровозик»
ТЕМА «Танцевальное ассорти» (репетиционно-постановочная работа)
Задачи:
1. Научить детей двигаться в соответствии с музыкой.
2. Развивать память, актерское мастерство.
3. Готовить к концертной деятельности.
Этюды: «Ручеек и цветочки», «Пчелки и цветочки», «Снежинки-пушинки»
Танцы: «На птичьем дворе», «Детская полечка», «Приглашение».
3.3. Календарно-тематическое планирование программы
третьего года обучения.
Для детей 4-5 лет характерен направленный интерес к музыкальной и
танцевальной деятельности, что проявляется в элементарных эстетических
оценках. В этом возрасте у детей появляется возможность выполнять более
сложные по координации движения; возрастает способность к восприятию
тонких
оттенков
музыкального
образа,
средств
музыкальной
выразительности. Ощущение ритма проявляется в более точных и
21

скоординированных действиях (движение под музыку, импровизация), в
реакциях на смену частей музыки, в понимании пауз.
Приоритетные задачи:
- развитие гибкости, пластичности, мягкости движений,
- воспитание самостоятельности в исполнении,
- побуждение детей к творчеству,
- стимулирование индивидуальных проявлений детей, инициативность в
танцевальной деятельности.
№
п\п

Тема

Теория

Практика Всего

1.

Вводное

1

-

1

2.

Волшебное знакомство с танцем

1

-

1

3.

Ее Величество Музыка

2

4

6

4.

Игровой стретчинг

1

4

5

5.

Азбука танца

1

10

11

6.

Рисунок танца

1

4

5

7.

Играя, танцуем (ритмопластика)

1

14

15

8.

Танцевальное ассорти (репетиционнопостановочная работа)

-

12

14

8

48

56

ИТОГО:

Третий год обучения (4-5 лет)
Вводное занятие:
Знакомство с залом, рассказ о правилах поведения на занятиях, начальная
диагностика на элементарных заданиях.
ТЕМА «Волшебное знакомство» (Введение в предмет)
Задачи:
1. Познакомить детей с различными видами танца.
2. Рассказать о пользе занятий танцами.
ТЕМА «Ее Величество Музыка»
Задачи:
1. Закрепить знания, навыки, полученные на первом году обучения.
22

2. Уметь анализировать музыкальное произведение, двигаться в соответствии с
музыкой.
3. Развитие музыкальной памяти.
Содержание:
1. Задания на анализ музыкальных произведений (темп, характер, динамика,
регистр, ритмический рисунок, строение).
2. Умение выделять сильные и слабые доли на слух (хлопками, взмахом
платочка, притопыванием).
3. Такт, ритмический рисунок.
 Творческая задача: поочередное вступление (каноном) на 2/4.
Дети
начинают делать движение
по очереди на каждый следующий такт.
 Игра: «Вопрос – ответ», «Эхо».
4. Музыкальный жанр.
 Полька, марш, вальс (устно определить жанр)
 Игра: «Марш – полька – вальс»
ТЕМА «Игровой стретчинг» (партерная гимнастика)
Задачи:
1. Подготовить двигательный аппарат к сценическим сложностям.
2. Развивать природные данные детей.
3. Исправлять дефекты осанки.
4. Укреплять физическое и психическое здоровье.
Содержание:
1. Упражнения на укрепление мышц спины и брюшного пресса путем
прогиба назад: «Колечко», «Лодка», «Собачка», «Рыбка». «Качели»,
«Кораблик».
2. Упражнения на укрепление мышц спины и брюшного пресса путем
наклонов вперед: «Носорог», «Ежик», «Чайка», «Слон», «Улитка», «Ванькавстанька».
3. Упражнения на укрепление позвоночника путем поворотов туловища
и наклонов его в стороны: «Муравей», «Стрекоза», «Тростинка», «Флюгер»,
«Часики».
4. Упражнения на укрепление мышц тазового пояса, бедер, ног: «Бег»,
«Паровозик», «Паучок», «Лягушка», «Таракан», «Гуси»
5. Упражнения на укрепление и развитие стоп: «Ходьба», «Лягушонок»,
«Медвежонок».
6. Упражнения на укрепление мышц плечевого пояса: «Замочек»,
«Самолет», «Дощечка», «Пловцы».
7. Упражнения для тренировки равновесия: «Цапля», «Крыло».
8. Игровая композиция «Утенок Кряк».
ТЕМА «Веселая разминка»
23

Задачи:
1. Развивать внимание, память, координацию движений.
2. Подготовить организм ребенка к выполнению более сложных
элементов.
Содержание:
Комплексы движений разминки: «Девочка и мячик» (одни ребенок прыгает
на одной ноге, а второй на корточках прыгает, как мячик)
«Лягушки» (приседают, колени в сторону)
«Цапли» (ходьба с поднятием то правого, то левого колена)
«Травка растет» (сидя на корточках, поднимают правую, потом левую руку,
потом постепенно встают, вырастают, поднимают руки наверх)
ТЕМА «Азбука танца»
Задачи:
1. Развивать мускулатуру ног, рук, спины.
2. Формировать правильную осанку и координацию движений.
3. Подготовить детей к изучению более сложных элементов.
Содержание:
Шаги:
- танцевальный шаг с носка,
- маршевый,
- хороводный.
- на полупальцах,
- поскоки,
- галоп,
- топающий шаг,
- ходьба на четвереньках,
- ходьба полуприсядом,
Бег:
- мелкий на полупальцах,
- передающий различные образы,
- с высоко поднятыми коленями,
- широкий («волк»),
- острый (бежим по «горячему песку»)
24

Прыжки:
- на двух ногах вместе,
- с продвижением вперед,
- прямой галоп «лошадки»,
- пряжки вокруг себя на 360º
Экзерсис на середине:
- позиции ног (I и VI),
- постановка корпуса,
- demi - plie в I – VI позиции;
- battement tendu во всех направлениях (I-я позиция);
- releve на полупальцы (в VI (невыворотной) позиции);
- перегиб корпуса вперед и в сторону,
- позиции рук: подготовительная, I-я, III-я.
ТЕМА «Рисунок танца»
Задачи:
1. Приобрести навыки свободного перемещения в пространстве.
2. Изучить простые рисунки танца для использования их в концертных
номерах.
3. Привить навык держать равнение в рисунке, соблюдать интервалы.
Содержание:
1. Движение по линии танца.
2. Рисунок танца «Круг» (рассказ из истории):
- замкнутый круг;
- раскрытый круг (полукруг);
- круг в круге,
- лицом в круг, спиной из круга;
- круг парами.
Научить перестраиваться из одного вида в другой.
3. Рисунок танца «Колонна», «Линия»:
- перестроения из круга в колонну, в линию, (на задний план, передний план);
- перестроения из нескольких кругов (самостоятельно, выбрав ведущих).
25

ТЕМА «Играя, танцуем» (Комплекс упражнений игровой ритмики)
Задачи:
1.Развивать внимание
2. Развивать координацию движений
3. Развивать зрительную и слуховую память
4. Подготовить детей к исполнению более сложных элементов
Содержание:
Повторение репертуара предыдущего года, а также разучивание новых
композиций «Кораблики», «Красная шапочка», «Куклы с мишкой», «Антошка»,
«Волшебный цветок».
ТЕМА «Танцевальное ассорти» (репетиционно-постановочная работа)
Задачи:
1. Научить детей самостоятельно двигаться под музыку.
2. Подготовить к показательным выступлениям.
Содержание:
Танцы: «Пчелки», «Курочка и цыплята», «Танец звездочек», «Матрешки».
Пляски «Приглашение», «Топни, ножка моя», «Веселые гномики».
3.4. Календарно-тематическое планирование программы

четвертого года обучения.
В возрасте 5-6 лет ярко выявляется индивидуальность ребенка, его
инициативность, попытки собственной интерпретации при исполнительстве,
эмоционально осознанное восприятие.
Развитое чувство ритма характеризуется чутким улавливанием метра,
акцентов, пульсации, ритмического рисунка, музыкальной формы, темпа
произведения.
Приоритетные задачи:
- умение оперировать музыкальными представлениями;
- продолжать формировать умение сочетать пантомиму, танец, пластику;
- учить отражать в танцевальных импровизациях изменения в музыкальном
образе;
26

- вводить элементы балетного и современного массового танца.
№
п\п

Тема

Теория

Практика Всего

1.

Вводное

1

-

1

2.

Волшебное знакомство с танцем

1

-

1

3.

Ее Величество Музыка

1

4

5

4.

Игровой стретчинг

1

6

7

5.

Партерный экзерсис (классический)

2

5

7

6.

Играя, танцуем (ритмопластика)

1

6

7

7.

Рисунок танца

1

4

5

8.

Народный танец

1

5

6

9.

Бальный танец

1

4

5

10.

Танцевальное ассорти (репетиционнопостановочная работа)

-

12

12

10

46

56

ИТОГО:
Вводное занятие

1. Вспомнить с детьми правила поведения на занятиях, правила проведения
занятия (поклон).
2. Познакомить с требованиями к внешнему виду.
3. Разговор о технике безопасности на занятиях.
4. Провести начальную диагностику на элементарных движениях.
ТЕМА «Волшебное знакомство с танцем»
Задачи:
1. Познакомить детей с различными
классическими, современными, бальными.

видами

танцев:

народными,

2. Рассказать о танцах народов различных стран и познакомить с их
характерными особенностями.
3. Рассказать о пользе танца для здоровья детей.
27

4. Беседа о любимых танцах.
ТЕМА «Ее Величество Музыка»
Задачи:
1. Закрепить знания, умения и навыки, полученные ранее.
2. Расширить представления о танцевальной музыке
3. Учить детей сознательно подбирать нужные сложные характеристики к
музыкальным образам.
4. Развивать умение двигаться в соответствии с характером музыки.
Содержание:
1. Задания на анализ музыкальных произведений (темп, характер, динамика,
ритмический рисунок, регистр, строение).
2. Такт, размер 2/4, 4/4.
3. Умение выделять сильные и слабые доли на слух (хлопками, шагом,
движением, предметом).
- творческая задача: поочередное вступление (каноном) на 2/4, 4/4. Дети
начинают делать движение
по очереди на каждый следующий такт;
- выделять сильную долю, слышать слабую долю;
- игра: «Вопрос – ответ», «Эхо», «Повтори-ка»
- прохлопывать заданный ритмический рисунок.
4. Музыкальный жанр
- полька, марш, вальс (устно определить жанр)
- игра: «Марш – полька – вальс
5. Слушать музыку acapella, уметь двигаться под нее.
ТЕМА «Игровой стретчинг»
Задачи:
1. Подготовить двигательный аппарат к сценическим сложностям.
2. Развивать природные данные детей.
3. Укреплять физическое и психическое здоровье.
4. Расширять музыкальный кругозор.
28

5. Пополнять словарный запас терминами, принятыми в танцевальном
искусстве.
Содержание:
1. Упражнения на полу: постановка корпуса; работа на стопы; растяжка;
работа над укреплением брюшного пресса, мышц шеи.
2. Работа над ритмом и координацией (марш, прыжки, хлопки, шаги+хлопки).
3. Упражнения на укрепление мышц спины и брюшного пресса путем
прогиба назад: «Свечка», «Лодка», «Кошка», «Рыбка».
9. Упражнения на укрепление мышц спины и брюшного пресса путем наклонов
вперед: «Улитка», «Ванька-встанька», «Коробочка»
10. Упражнения на укрепление позвоночника путем поворотов туловища и
наклонов его в стороны: «Стрекоза», «Тростинка», «Флюгер», «Часики».
11. Упражнения на укрепление мышц тазового пояса, бедер, ног: «Рак»,
«Павлин», «Бег», «Паровозик», «Паучок», «Лягушка», «Таракан».
12. Упражнения на укрепление и развитие стоп: «Ходьба», «Лягушонок»,
Медвежонок»; тянем носочки вперед в положении сидя;. поочередно сгибаем
и выпрямляем ноги, упражнение «Утюжок».
13. Упражнения на укрепление мышц плечевого пояса: «Замочек», «Самолет»,
«Дощечка», «Пловцы».
14. Упражнения для тренировки равновесия: «Цапля», «Журавель»
15. Растяжки «лягушка» в положении сидя и лежа.
15. Игровая композиция «Просто так».
ТЕМА «Партерный экзерсис» (элементы классического танца)
Задачи:
1. Развивать мускулатуру ног, рук, спины.
2. Формировать правильную осанку и координацию движений.
3. Подготовить детей к изучению более сложных элементов.
Содержание:
1. Экзерсис на середине:
 постановка корпуса (ноги в свободном положении);
 понятия рабочая нога и опорная нога;
 позиции ног (I-я, II-я, III-я, vІ при относительной выворотности ног);
 постановка корпуса в I – II – III позиции;
 releve на полупальцы;
 demi - plie в I – II – III-VI позиции;
 чередование releve и demi – plie;
 grand-plie в I – II – III-VI позиции;
 battement tendu во всех направлениях (I-я позиция);
29

 cote (легкие прыжки);
 позиции рук: подготовительная, I-я, II-я, III-я;
 перевод рук из позиции в позицию (рort de bras – I форма);
ТЕМА «Играя, танцуем» (комплексы ритмопластики)
Задачи:
1. Развивать внимание, память, координацию движений.
2. Подготовить организм ребенка к выполнению более сложных элементов.
3. Двигаться в соответствии с характером музыки.
4. Учить через движения передавать эмоциональный настрой произведения.
Содержание:
«Разноцветная игра», «Красная шапочка», «Любитель-рыболов», «Кошкимышки», «Танцуем, сидя», «Стирка», «Голубая вода», «Буратино».
Танцевальные этюды на современном материале.
ТЕМА «Рисунок танца»
Задачи:
1. Приобрести навыки свободного перемещения в пространстве.
2. Изучить простые рисунки танца для использования их в концертных номерах.
3. Привить навык держать равнение в рисунке, соблюдать интервалы.
Содержание:
1. Движение по линии танца.
2. Рисунок танца «Круг»:
 замкнутый круг;
 раскрытый круг (полукруг);
 круг в круге;
 сплетенный круг (корзиночка);
 лицом в круг, лицом из круга;
 круг парами,
 круг противоходом.
Научить перестраиваться из одного вида в другой.
2. Рисунок танца «Колонна», «Линия»:
 перестроения из круга в колонну, в линию, (на задний, передний план);
 перестроения из нескольких кругов (самостоятельно, выбрав ведущих).
3. Понятие «Диагональ»:
30

 перестроение из круга в диагональ;
 перестроение из маленьких кружков
указав ведущих).
4. Рисунок танца «Спираль».

в

диагональ

(самостоятельно

 Игра «Клубок ниток».
5. Рисунок танца «Змейка»:
 горизонтальная.
Перестроение из «круга» в «змейку» (самостоятельно, выбрав ведущего).
ТЕМА «Народный танец»
Задачи:
1. Познакомить детей с историей русского танца, его особенностями, формами.
2. Рассказать об отличительных особенностях характера, манер исполнения.
3. Научить основам русского танца.
Содержание:
1. Введение в предмет «Русский танец»;
2. Постановка корпуса;
3. Изучение основ русского народного танца:
развитие
подвижности
«гармошка», ковырялочка;

стоп

на

- работа рук в русском танце;
- навыки работы с платочком;
- русский поклон;
- подскоки;
- тройные прыжочки
- бег с вытянутыми носочками
- боковой галоп
- шаг с вытянутыми носочками (хороводный)
- хлопки
- движение с выставлением ноги на носок;
- «ковырялочка» вперед и в сторону;
- пружинка с поворотом;
- приставные шаги в сторону;
 Ходы:
- простой, на полупальцах,
31

основе

элементов

«елочка»,

- боковой, приставной,
- боковой ход «припадание» по VI позиции,
- беговой шаг с отбрасыванием согнутых ног назад.
 Подготовка к «дробям»:
- притопы,
- удары полупальцами,
удары каблуком;
 Хлопки и хлопушки для мальчиков:
- одинарные по бедру и голенищу.
- каблучные упражнения – вынесение рабочей ноги на каблук во все направления;
- присядка с выставлением ноги на пятку
ТЕМА «Бальный танец»
Задачи:
1. Познакомить детей с историей бального танца.
2. Научить основам танца «Полька».
3. Разучить основные элементы танца «Вальс».
Содержание:
1. Введение в предмет
2. Изучение основ танца «Полька»:
 подскоки, галоп;
 комбинирование изученных элементов;
 положения в паре:
 «лодочка»,
 руки «крест- накрест»,
 мальчик держит девочку за талию, девочка кладет руки мальчику на
плечи.
3. Изучение основ танца «Вальс»:
 основные элементы:
 «качели»,
 «вальсовая дорожка»,
 «перемена»;
 вalance (покачивание в разные стороны)
 работа в паре:
 положение рук в паре,
 вращение «звездочка»;
 простые танцевальные комбинации.
32

ТЕМА «Танцевальное ассорти» (репетиционно-постановочная работа)
Задачи:
1. Научить детей самостоятельно двигаться под музыку.
2. Подготовить к показательным выступлениям.
3. Учить выражать через движения заданный образ.
Содержание:
Хороводные танцы: «Россия-матушка», «Красный сарафан»
Сюжетные танцы: «Ходики», «Аквариум», «Лягушки и цапля»
Детские танцы «Барбарики», Танец гномиков, «Раз, ладошка», «Зажигай!»,
«Танец с лентами», «Вальс знакомств», «Весенняя фантазия».
Танцы народов других стран: «Украинская полечка» «Сиртаки», «Русские
узоры», «Казачата», «Веселый рок-н-рол»,
Образные танцы «Пингвины», «Снеговики», «Бабочки», «Стирка», «Моряки»
3.5. Календарно-тематическое планирование программы
пятого года обучения.
В этом возрасте ребенок-дошкольник достигает кульминации в развитии
движений, которая выражается в особой грации, легкости и изяществе. У детей
резко возрастает способность к исполнению разнообразных и сложных по
координации движений – из области хореографии, гимнастики. Это дает
возможность подбирать для работы с детьми более сложный репертуар, в основе
которого не только народная современная и танцевальная музыка, но и некоторые
классические произведения.
Приоритетные задачи:
- развитие способности к выразительному, одухотворенному исполнению
движений умение импровизировать под незнакомую музыку, формирование
адекватной оценки и самооценки.
№
п\п

Тема

Теория

Практика Всего

1.

Вводное

1

-

1

2.

Волшебное знакомство с танцем

1

-

1

3.

Ее Величество Музыка

1

4

5

4.

Игровой стретчинг

-

4

4

33

5.

Партерный экзерсис (элементы
классического танца)

1

8

9

6.

Играя, танцуем (ритмопластика)

-

4

4

7.

Рисунок танца

1

5

6

8.

Народный танец

1

4

5

9.

Бальный танец

1

5

6

10.

Танцевальное ассорти
(репетиционно-постановочная работа)

-

15

15

ИТОГО:

7

49

56

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Четвертый год обучения (6-7 лет)
ТЕМА «Волшебное знакомство» (Введение в предмет)
Задачи:
1. Познакомить детей с историей рождения танца, жанрами танцевального
искусства.
2.Рассказать о пользе занятий танцами.
3. Познакомить детей с разновидностями бальных танцев.
4. Беседа о стилях и направлениях.
ТЕМА «Ее величество Музыка»
Задачи:
1. Закрепить знания, навыки, полученные ранее.
2. Уметь анализировать
соответствии с музыкой.

музыкальное

произведение,

двигаться

в

Содержание:
1. Задания на анализ музыкальных произведений (темп, характер, динамика,
ритмический рисунок, регистр, строение).
2. Умение выделять сильные и слабые доли на слух (хлопками, шагом,
движением, предметом).
3. Такт, затакт, размер 2/4, 3/4, 4/4.
- уметь выделять сильную долю;
- уметь начинать движение с затакта;
34

- творческая задача: поочередное вступление (каноном) на 2/4, 3/4, 4/4. Дети
начинают делать движение
по очереди на каждый следующий такт;
- игра: «Вопрос – ответ», «Эхо», «Повтори-ка»
4. Музыкальный жанр
- полька, марш, вальс, полонез, галоп (устно определить жанр)
- игра: «Марш – полька – вальс»
5. Слушать музыку acapella, уметь двигаться под нее.
ТЕМА «Игровой стретчинг»
Задачи:
1. Подготовить двигательный аппарат к сценическим сложностям.
2. Развивать природные данные детей.
3. Укреплять физическое и психическое здоровье.
4. Расширять музыкальный кругозор.
5. Пополнять словарный запас терминами, принятыми в танцевальном
искусстве.
Содержание:
1. Упражнения на полу:
- постановка корпуса;
- работа на стопы;
- растяжка;
- работа над укреплением брюшного пресса.
2. Работа над ритмом и координацией (марш, прыжки, хлопки, шаги+хлопки).
3. Упражнения на укрепление мышц спины и брюшного пресса путем
прогиба назад: «Кобра», «Колечко», «Свечка», «Мостик», «Лодка», «Кошка»,
«Рыбка».
16. Упражнения на укрепление мышц спины и брюшного пресса путем наклонов
вперед: «Носорог», «Ежик», «Чайка», «Слон», «Улитка», «Ванька-встанька»,
«Коробочка»
17. Упражнения на укрепление позвоночника путем поворотов туловища и
наклонов его в стороны: «Муравей», «Стрекоза», «Тростинка», «Флюгер»,
«Часики».
18. Упражнения на укрепление мышц тазового пояса, бедер, ног: «Рак»,
«Павлин», «Бег», «Паровозик», «Паучок», «Лягушка», «Таракан».
35

19. Упражнения на укрепление и развитие стоп: «Ходьба», «Лягушонок»,
Медвежонок»; тянем носочки вперед в положении сидя;. Поочереди сгибаем и
выпрямляем ноги, упражнение «Утюжок».
20. Упражнения на укрепление мышц плечевого пояса: «Замочек», «Самолет»,
«Дощечка», «Пловцы».
21. Упражнения для тренировки равновесия: «Орел», «Крыло».
22. Растяжки «лягушка» в положении сидя и лежа, полупагаты.
23. Игровая композиция «Сказка о жадном императоре»
ТЕМА «Партерный экзерсиз» (элементы классического танца)
Задачи:
4. Развивать мускулатуру ног, рук, спины.
5. Формировать правильную осанку и координацию движений.
6. Подготовить детей к изучению более сложных элементов.
Содержание:
2. Экзерсис на середине:
 постановка корпуса (ноги в свободном положении);
 понятия рабочая нога и опорная нога;
 позиции ног (I-я, II-я, III-я, vІ при относительной выворотности ног);
 постановка корпуса в I – II – III позиции;
 releve на полупальцы;
 demi - plie в I – II – III-VI позиции;
 чередование releve и demi – plie;
 grand-plie в I – II – III-VI позиции;
 battement tendu во всех направлениях (I-я позиция);
 cote (легкие прыжки);
 перегиб корпуса вперед и в сторону.
 позиции рук: подготовительная, I-я, II-я, III-я;
 перевод рук из позиции в позицию (рort de bras – I форма);
 повороты головы на 1/2; 1/4.
ТЕМА «Играя, танцуем» (комплексы ритмопластики)
Задачи:
1. Развивать внимание, память, координацию движений.
2. Подготовить организм ребенка к выполнению более сложных элементов.
3. Двигаться в соответствии с характером музыки.
4. Учить через движения передавать эмоциональный настрой произведения.
Содержание:
«Разноцветная игра», «Любитель-рыболов», «Кошки-мышки», «Танцуем, сидя»,
«Стирка», «Ни кола, ни двора», «Кукляндия», «Звериная аэробика»
36

Танцевальные этюды на современном материале.
ТЕМА «Рисунок танца»
Задачи:
1. Приобрести навыки свободного перемещения в пространстве.
2. Изучить простые рисунки танца для использования их в концертных номерах.
3. Привить навык держать равнение в рисунке, соблюдать интервалы.
Содержание:
3. Движение по линии танца.
4. Рисунок танца «Круг» (рассказ из истории):
 замкнутый круг;
 раскрытый круг (полукруг);
 круг в круге;
 сплетенный круг (корзиночка);
 лицом в круг, лицом из круга;
 круг парами.
Научить перестраиваться из одного вида в другой.
2. Рисунок танца «Колонна», «Линия»:
 перестроения из круга в колонну, в линию, (на задний план, передний план);
 перестроения из нескольких кругов (самостоятельно, выбрав ведущих).
3. Понятие «Диагональ»:
 перестроение из круга в диагональ;
 перестроение из маленьких кружков
указав ведущих).
4. Рисунок танца «Спираль».

в

диагональ

(самостоятельно

 Игра «Клубок ниток».
5. Рисунок танца «Змейка»:
 горизонтальная;
 вертикальная.
Перестроение из «круга» в «змейку» (самостоятельно, выбрав ведущего).
6. Рисунок танца «Воротца»: Русский танец «Воротца».
Игра – танец «Бесконечный».
ТЕМА «Народный танец»
Задачи:
4. Познакомить детей с историей русского танца, его особенностями, формами.
5. Рассказать об отличительных особенностях характера, манер исполнения.
6. Научить основам русского танца.
37

Содержание:
3. Введение в предмет «Русский танец»;
4. Постановка корпуса;
3. Изучение основ русского народного танца:
развитие
подвижности
«гармошка», ковырялочка;

стоп

на

основе

- работа рук в русском танце;
- навыки работы с платочком;
- русский поклон;
- подскоки;
- припадания;
- тройные прыжочки
- бег с вытянутыми носочками
- боковой галоп
- шаг с вытянутыми носочками (хороводный)
- хлопки
- движение с выставлением ноги на носок;
- движение «ключик»
- «ковырялочка» вперед и назад
- пружинка с поворотом
- приставные шаги в сторону
 Ходы:
- простой, на полупальцах,
- боковой, приставной,
- боковой ход «припадание» по VI позиции,
- беговой шаг с отбрасыванием согнутых ног назад.
 Подготовка к «дробям»:
- притопы,
- удары полупальцами,
удары каблуком;
 Хлопки и хлопушки для мальчиков:
- одинарные по бедру и голенищу.
38

элементов

«елочка»,

- каблучные упражнения – вынесение рабочей ноги на каблук во все направления.
ТЕМА «Бальный танец»
Задачи:
4. Познакомить детей с историей бального танца.
5. Научить основам танца «Полька».
6. Разучить основные элементы танца «Вальс».
7. Разучить основные движения танца «Вару-вару»
Содержание:
4. Введение в предмет
5. Изучение основ танца «Полька»:
 подскоки, шаг польки, галоп;
 комбинирование изученных элементов;
 положения в паре:
 «лодочка»,
 руки «крест- накрест»,
 мальчик держит девочку за талию, девочка кладет руки мальчику на
плечи.
6. Изучение основ танца «Вальс»:
 основные элементы:
 «качели»,
 «квадрат»,
 «ромб»,
 «вальсовая дорожка»,
 «перемена»;
 вalance (покачивание в разные стороны)
 работа в паре:
 положение рук в паре,
 «ромб» в паре,
 вращение «звездочка»;
 простые танцевальные комбинации.
7. Изучение основ танца «Вару-вару»
• выброс ног поочередно в прыжке вперед:;
• выброс ног поочередно с прыжке с разные стороны;
• комбинированные изучение основных элементов;
• рисунок танца:
- положение an face;
- положение «лицом друг к другу»
• работа в паре:
39

- положение рук в паре;
- положение ног в паре;
- вращение в паре «волчок»;
• работа над ритмом:
- похлопывание основного ритма танца;
- работа над ритмом в движении.
ТЕМА «Танцевальное ассорти» (репетиционно-постановочная работа)
Задачи:
4. Научить детей самостоятельно двигаться под музыку.
5. Подготовить к показательным выступлениям.
6. Учить выражать через движения заданный образ.
Содержание:
Хороводные танцы: «Аленушки», «Василек», «Родные просторы»
Сюжетные танцы: «У самовара», «Отдых летом», «На птичьем дворе»
Детские танцы «Барбарики», «Пробуждальный» танец, «Веселые квадраты»,
«Зажигай!», «Десантники», «Анастасия», «Весенняя фантазия».
Танцы народов мира: «Восточный танец», «Сиртаки», «Русский перепляс»,
«Еврейский танец», «Казачата», «Ковбои», «Аргентинское танго», «Танец с
тросточками», «Веселый рок-н-рол», «Кармен» (испанский танец», «Цыганский
танец».
Образные танцы «Пингвины», «Снеговики», «Гномики», «Бабочки».
5. Взаимодействие с семьей в реализации рабочей программы по
хореографии.

Одним

из

важных

условий

реализации

программы

дополнительного

образования является сотрудничество педагогов с семьей: дети, воспитатели и
родители – главные участники педагогического процесса.
Цель: сделать родителей активными участниками педагогического процесса,
оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей.
В основу совместной деятельности с семьями воспитанников заложены
следующие принципы:
• единый подход к процессу воспитания ребёнка;
40

• открытость дошкольного учреждения для родителей;
• взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
• уважение и доброжелательность друг к другу;
• дифференцированный подход к каждой семье;
• равно ответственность родителей и педагогов.
Польза для семьи:
Участвуя в деятельности по реализации задач ДОП, родители:
•

ощущают

личную

причастность

к

организации

образовательной

деятельности с детьми;
• видят, как их ребенок общается с другими;
• начинают больше понимать в детском развитии;
• получают представление о работе воспитателей и начинают испытывать
большее уважение к ним;
• обучаются видам деятельности, которыми можно с удовольствием
заниматься с детьми дома;
• знакомятся с друзьями своих детей, о которых они рассказывали;
• устанавливают длительные дружеские связи с другими родителями;
• получают возможность помогать ребенку дома в освоении Программы.
Польза для педагога:
При участии родителей в жизни группы воспитатели могут:
• понять, как родители мотивируют своих детей;
• увидеть, как родители помогают своим детям решать задачи;
• узнать, какие занятия и увлечения взрослые члены семьи разделяют со
своими детьми;
•

получить пользу от того, что родители наблюдают своих детей во

взаимодействии с другими.
5. Мониторинг достижений детьми планируемых результатов освоения
рабочей программы

41

Педагогический анализ (диагностика) проводится 2 раза в год (вводный – в
сентябре, итоговый – в мае).
Цель диагностики: выявление

уровня

музыкального

и психомоторного

развития детей (начального уровня и динамики развития), эффективности
педагогического воздействия
Метод диагностики: наблюдение за детьми в процессе выполнения
специально подобранных заданий.
Музыкальность — способность воспринимать и передавать в движении
образ и основные средства выразительности, изменять движения в соответствии с
фразами, темпом и ритмом. Оценивается соответствие исполнения движений
музыке (в процессе самостоятельного исполнения — без показа педагога).
Для каждого возраста определяют разные критерии музыкальности в
соответствии со средними возрастными показателями развития

ребенка,

ориентируясь на объем умений, раскрытый в задачах.
Пример оценки детей 4-го года жизни:
5 баллов — умение передавать характер мелодии, самостоятельно начинать
и заканчивать движение вместе с музыкой, менять движения на каждую часть
музыки;
4-2 балла — в движениях выражается общий характер музыки, темп; начало
и конец музыкального произведения совпадают не всегда;
0-1 балл — движения не отражают характер музыки и не совпадают с
темпом, ритмом, а также с началом и концом произведения.
Оценка детей 7-го года жизни:
5 баллов — движения выражают музыкальный образ и совпадают с тонкой
нюансировкой, фразами;
4-2 балла — передают только общий характер, темп и метроритм;
0-1 балл — движения не совпадают с темпом, метроритмом музыки,
ориентированы только на начало и конец звучания, а также на счет и показ
взрослого.

42

Эмоциональность — выразительность мимики и пантомимики, умение
передавать в мимике, позе, жестах разнообразную гамму чувств исходя из музыки
и содержания композиции (страх, радость, удивление, настороженность, восторг,
тревогу и т.д.), умение выразить свои чувства не только в движении, но и в слове.
Эмоциональные

дети

часто

подпевают

во

время

движения,

что

-то

приговаривают, после выполнения упражнения ждут от педагога оценки. У
неэмоциональных детей мимика бедная, движения невыразительные. Оценивается
этот показатель по внешним проявлениям (Э-1, Э—5).
По тому, какое место ребенок занимает в зале (если предлагается встать на
любое место) и насколько этот выбор постоянен, можно оценивать проявление
экстраверсии или интроверсии. Если ребенок постоянно встает поближе к
педагогу, чтобы его было видно, то это характеризует его как экстраверта, и
наоборот, если ребенок всегда старается спрятаться за спину других, то, скорее
всего, его можно определить как интроверта. При сопоставлении этих
наблюдений с другими проявлениями детей педагог может делать важные выводы
о внутреннем мире ребенка (благополучии или наличии тревожности в
эмоциональном фоне), о его состоянии на данный момент по типичности или
нетипичности поведения и т.д.
Можно

условно

оценить

проявление

данных

характерологических

особенностей детей: зрительно разделить пространство зала на 5 зон по степени
удаленности от педагога и посмотреть, какое место выбирает ребенок на занятии.
Примечание: при подсчете баллов этот параметр не учитывается в среднем
показателе. Творческие проявления — умение импровизировать под знакомую и
незнакомую музыку на основе освоенных на занятиях движений, а также
придумывать собственные, оригинальные "па". Оценка конкретизируется в
зависимости от возраста и обученности ребенка. Творческая одаренность
проявляется в особой выразительности движений, нестандартности пластических
средств и увлеченности ребенка самим процессом движения под музыку.
Творчески одаренные дети способны выразить свое восприятие и понимание
музыки не только в пластике, но также и в рисунке, в слове. Степень
43

выразительности, оригинальности также оценивается педагогом в процессе
наблюдения.
Внимание — способность не отвлекаться от музыки и процесса движения.
Если ребенок правильно выполняет ритмическую композицию от начала до конца
самостоятельно —- это высокий уровень, оценка — 5 баллов. Если выполняет с
некоторыми подсказками, то от 4-х до 2-х баллов. В случае больших затруднений
в исполнении композиции из-за рассеянности внимания — оценка 0-1 балл.
Память — способность запоминать музыку и движения. В данном виде
деятельности

проявляются

разнообразные

виды

памяти:

музыкальная,

двигательная, зрительная. Как правило, детям необходимо 6-8 повторений
композиции

вместе

с

педагогом

для

запоминания

последовательности

упражнений. Это можно оценить как норму. Если ребенок запоминает с 3-5
исполнений по показу, то это высокий уровень развития памяти — оценка 5
баллов. Неспособность запомнить последовательность движений или потребность
в большом количестве повторений (более 10 раз) оценивается в 2-0 баллов.
Подвижность (лабильность) нервных процессов проявляется в скорости
двигательной реакции на изменение музыки. Норма, эталон — это соответствие
исполнения упражнений музыке, умение подчинять движения темпу, ритму,
динамике, форме и т.д.
Запаздывание, задержка и медлительность отмечаются как заторможенность. Ускорение движений, переход от одного движения к последующему без
четкой законченности предыдущего (перескакивание, торопливость) отмечаются
как повышенная возбудимость.
Оценки выставляются следующим образом: N — норма (5 баллов); В
(возбудимость), 3 (заторможенность) — от 1 до 4 баллов (В-1, В-2, 3-1, 3-2 и т.д.
— в зависимости от степени выраженности данного качества).
Координация, ловкость движений — точность, ловкость движений,
координация рук и ног при выполнении упражнений (в ходьбе, общеразвивающих
и танцевальных движениях); правильное сочетание движений рук и ног при
ходьбе (а также и в других общеразвивающих видах движений).

44

Гибкость, пластичность — мягкость, плавность и музыкальность движений
рук, подвижность суставов, гибкость позвоночника, позволяющие исполнять
несложные акробатические упражнения ("рыбка", "полушпагат" и др. — от 1 до 5
баллов).
В результате наблюдений и диагностики педагог может подсчитать средний
суммарный балл для общего сравнения динамики в развитии ребенка на
протяжении определенного периода времени, выстроить диаграмму или график
показателей развития.

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
Всего:

НГ КГ

НГ КГ

НГ

КГ

НГ

КГ НГ

КГ

НГ КГ НГ КГ НГ КГ НГ КГ

6.1. Организация развивающей предметно-пространственной среды.

45

Координация
движений

Пластичность
гибкость

Подвижность
нервных процессов

Память

Внимание

Творческие
проявления

Проявление
характерологических
особенностей ребенка

Эмоциональная
сфера

Ф. И.
ребенка

Музыкальность

Карта мониторинга уровня танцевального и психомоторного развития детей.

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает возможность
общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности
детей, а также возможности для уединения.
Развивающая
дополнительного

предметно-пространственная
образования

детей

–

среда

в

контексте

содержательно-насыщенная,

трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная.
1) Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и
содержанию программы дополнительного образования.
Образовательное

пространство

оснащено

средствами

обучения

и

воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами.
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов,
оборудования и инвентаря обеспечивают:
• игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность
всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в
том числе с песком и водой);
• двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой
моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
• эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметнопространственным окружением;
• возможность самовыражения детей.
2)

Трансформируемость

пространства

предполагает

возможность

изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной
ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
3) Полифункциональность материалов предполагает:
• возможность разнообразного использования различных составляющих
предметной среды, например, декораций, мягких модулей, ширм и т.д.;
• наличие

в

ДОУ

полифункциональных

(не

обладающих

жестко

закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных
материалов, пригодных для использования в различных инсценировках.
4) Доступность среды предполагает:
46

• свободный доступ детей, к играм, игрушкам, материалам, пособиям,
обеспечивающим основные виды детской деятельности;
• исправность и сохранность материалов и оборудования.
5)

Безопасность

предметно-пространственной

среды

предполагает

соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и
безопасности их использования.
6.2.

Материально-техническое

обеспечение

программы

платных

образовательных услуг по хореографии.

С целью использования информационно-коммуникативных технологий и
более эффективного наглядного сопровождения дополнительной образовательной
деятельности, в ДОУ используются следующие технические средства (ТСО):
№ п/п

Перечень ТСО

Количество

1.

Ноутбук

1

2.

Мультимедийный проектор

1

3.

Музыкальный центр

1

4.

Экран

1

6.3. Программно-методическое обеспечение рабочей программы по
хореографии.

В соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в РФ» педагог
«имеет право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания,
учебных пособий и материалов, учебников в соответствии с образовательной
программой, утвержденной образовательным учреждением». Взяв за основу
утвержденный и обозначенный в образовательной программе ДОУ комплект
программно-методического

обеспечения

образовательного

процесса,

педагог

самостоятельно дополняет его необходимыми методическими пособиями и
рекомендациями.
Перечень методических материалов:
47

1.

Барышникова Т. Азбука хореографии. Методические указания в помощь

учащимся и педагогам детских хореографических коллективов, балетных школ и
студий. – СПб: «ЛЮКСИ», «РЕСПЕКС», 1996.
2.

Буренина А. И. Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической пластике

для детей дошкольного и младшего школьного возраста). - 2-е изд., испр. и доп. –
СПб.: ЛОИРО, 2000.
3.

Зарецкая Н. В., Роот З. Я. «Танцы в детском саду». – М.: Айрис-пресс, 2003.

4.

Зимина А. Н. Народные игры с пением. Практическое пособие для

воспитателей дошкольных учреждений. – М.: «Изд-во ГНОМ и Д», 2000.
5.

Колодницкий Г. А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы

для детей. Учебно-методическое пособие для воспитателей и педагогов. – М.:
Издательство «Гном-Пресс», 1997.
6.

Коренева Т. Ф. Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного

и младшего дошкольного возраста. В двух частях. – М.: ГИЦ «Владос», 2000.
7.

Лифиц И. В. Ритмика: Учеб. пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб.

Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.
8.

Перлина Л.В. Танец модерн и методика его преподавания: учебное пособие.

– Барнаул: Изд-во АлтГАКИ, 2010.
9.

Развитие ребенка средствами хореографии: Сборник учебных программ:

Вып. 3 / Сост. О. В. Деникаева; Объединение «Дворец молодежи». –
Екатеринбург, 2000.

48


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».