№ статьи | Содержание существенных изменений |
Ст.2 п.18 | Введено понятие «образовательная организация» - некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради которых такая организация создана. |
Ст.2 п 24, ст.13 п.7-8 | Введено понятие «практика» - вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определённых видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью, указаны основные принципы организации практики. |
Ст.2 п.27 | Введено понятие «инклюзивное образование» - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. |
Ст.2 п.34 | Дошкольное образование отделено от «присмотра и ухода» за детьми. Введено понятие «присмотр и уход за детьми» - комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня. |
Ст.3 | Принципы гос. Политики в сфере образования дополнены: - обеспечение права на образование в течение всей жизни; - автономия образовательных организаций, академические права и свободы пед.работников и обучающихся, информационная открытость и публичная отчётность ОО; - недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования; - сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования. |
Ст.8 п.1.6 | Регламентирует предоставление субъектом РФ ЧДОО и ЧОО субсидий на возмещение части затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек. |
Ст.8 п.1.10 | Регламентирует организацию обеспечения субъектом РФ МОО учебниками в соответствии с федеральным перечнем учебников |
Ст.9 п.1.3 | К полномочиям ОМСУ отнесено создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержание детей в МОО |
Ст.12, ст.23 | К основным образовательным программам относятся основные общеобразовательные программы – образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования. К дополнительным образовательным программам относятся дополнительные общеобразовательные программы – дополнительные общеразвивающие программы и дополнительные предпрофессиональные программы. |
Ст.13, ст.15 - 16 | Впервые в законодательстве прописаны понятия сетевого, дистанционного и электронного обучения, которое может быть использовано на всех уровнях образования. прописано содержание договора о сетевой форме реализации образовательных программ. |
Ст.14. | Довольно большое место в законопроекте уделено языку обучения. Все дети имеют право получить дошкольное, начальное и основное общее образование на родном языке из числа народов России. |
Ст.18 | Говорится о печатных и электронных образовательных информационных ресурсах. Регламентирует не только применение учебников, входящих в утверждённый федеральный перечень, но и учебных пособий, выпущенных организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию. |
Ст.22 | Уточнены нормы, касающиеся реорганизации и ликвидации образовательных организаций. Соответствующее решение допускается только на основании положительного заключения специальной комиссии по оценке последствий такого решения. Порядок создания комиссии и подготовки ее заключения будет устанавливать правительство России. |
Ст.25 | Значительно сокращает структуру Устава ОО, но далее по тексту часто встречаются ссылки, что порядок или деятельность регламентируется Уставом. |
Ст.26 | Вводит понятие таких органов управления ОО, как советы обучающихся и советы родителей, профессиональные союзы обучающихся (в большей степени относится к организациям профессионального образования) и (или) работников. |
Ст.28 | К компетенции ОО отнесена разработка и утверждение по согласованию с учредителем программы развития ОО, определение списка учебников и учебных пособий, установление требований к одежде обучающихся |
Ст.29 | Дополнен перечень размещаемой на сайте ОО информации для обеспечения информационной открытости: - о количестве вакантных мест для приёма по каждой реализуемой образовательной программе; - об объёме образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счёт бюджетных ассигнований, за счёт средств физ и юр. лиц; - копии ПФХД, локальных нормативных актов, предписаний надзорных органов. |
Ст.34 | Дополняет права обучающихся следующими правами: - выбор факультативных и элективных курсов из перечня, предлагаемого организацией; - зачёт ОО результатов освоения учебных предметов, курсов, дисциплин, практики, доп. Образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность; - каникулы; - развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, смотрах, соревнованиях, олимпиадах; - совмещение получения образования с работой без ущерба для освоения образовательной программы, выполнения ИУП; - пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию |
Ст.42 | Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь (в т.ч. логопедическая) оказывается детям на основании заявления или согласия в письменной форме их родителей. |
Ст.45 | С целью защиты прав обучающихся, родителей в ОО формируется комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. |
Ст. 47 | Детально регламентирует права и свободы педагогических работников, регламентирует режим работы труда педагогического работника. Педагогические работники, проживающие в сельской местности или рабочих поселках, имеют право на компенсацию расходов на оплату ЖКХ, а также – если они проживали и проработали в селах не менее десяти календарных лет – на сохранение этих мер соцподдержки после выхода на пенсию, сказал парламентарий. Зарплата учителей не может быть ниже средней по экономике региона. |
Ст.48 | В законопроекте появились новые важные понятия, такие, например, как «конфликт интересов педагогического работника». Это ситуация, когда у педагога появляется заинтересованность в получении материальной выгоды при выполнении своей работы. Например, когда учитель ведет и уроки, и платные занятия у одних и тех же учеников. Статья дополняет значительно перечень обязанностей ПР. |
Ст.51 | Возвращает право общему собранию работников избирать руководителя в случае, если это регламентировано уставом. |
Ст.53, 57, 61 | Регламентирует возникновение и прекращения образовательных отношений между потребителем услуги и ОО, последовательность оформления данных отношений. Указано, что примерные формы договоров об образовании утверждаются федеральным органом исполнительной власти. |
Ст.58 | Детализирует порядок и особенности проведения промежуточной аттестации, порядок ликвидации академической задолженности |
Ст.65 | Плату за присмотр и уход за ребенком в детском саду будет устанавливать учредитель, которому дано право снижать ее размер или не взимать плату с отдельных категорий родителей. Стоимость пребывания ребенка в детском саду устанавливает муниципалитет. |