01.09.2021
Дети 4-5 лет социальные нормы и
правила поведения все еще не осознают, однако у них уже
начинают складываться обобщенные представления о том, «как надо (не надо) себя
вести». Поэтому дети обращаются к сверстнику, когда он не придерживается норм и
правил со словами «так не поступают», «так нельзя» и т.п.
Как правило, к 5 годам дети без напоминания
взрослого здороваются и прощаются, говорят «спасибо» и «пожалуйста», не
перебивают взрослого, вежливо обращаются к нему. Кроме того, они могут по
собственной инициативе убирать игрушки, выполнять простые трудовые обязанности,
доводить дело до конца. В этом возрасте у детей появляются представления о том,
как «положено» вести себя девочкам, и как – мальчикам. Поведение ребенка 4-5-лет
не столь импульсивно и непосредственно, как в 3-4 года. Для этого возраста
характерно появление групповых
традиций: кто где сидит, последовательность игр, как поздравляют друг
друга с днем рождения, элементы группового жаргона и т.п.).
В этом возрасте детьми хорошо
освоен алгоритм процессов умывания, одевания, купания, приема пищи, уборки
помещения. Дошкольники знают и используют по назначению атрибуты,
сопровождающие их: мыло, полотенце, носовой платок, салфетка, столовые приборы.
Уровень освоения культурно-гигиенических навыков таков, что дети свободно
переносят их в сюжетно-ролевую игру.
Появляется сосредоточенность на своем
самочувствии, ребенка начинает волновать тема собственного здоровья. К 4-5
годам ребенок способен элементарно охарактеризовать свое самочувствие, привлечь
внимание взрослого в случае недомогания.
Дети 4-5 лет имеют
дифференцированное представление о собственной гендерной принадлежности,
аргументируют ее по ряду признаков («Я – мальчик, я ношу брючки, у меня
короткая прическа», «Я – девочка, у меня косички, я ношу платьице»). К 5 годам
дети имеют представления об особенностях наиболее распространенных мужских и
женских профессий, видах отдыха, о специфике поведения в общении с другими
людьми, об отдельных женских и мужских качествах.
Дети 4-5 лет продолжают
проигрывать действия с предметами, но теперь внешняя последовательность этих
действий уже соответствуют реальной действительности: ребенок сначала режет
хлеб, и только потом ставит его на стол перед куклами. В игре ребята называют
свои роли, понимают условность принятых ролей. Происходит разделение игровых и
реальных взаимодействий.
В 4-5 лет сверстники становятся для ребенка
более привлекательными и предпочитаемыми партнерами по игре, чем взрослый. Дети
этого возраста становятся более избирательными во взаимоотношениях и общении: у
них есть постоянные партнеры по играм (хотя в течение года они могут и
поменяться несколько раз), все более ярко проявляется предпочтение к играм с
детьми одного пола. Правда, ребенок еще не относится к другому ребенку как к
равному партнеру по игре. Постепенно усложняются реплики персонажей, дети
ориентируются на ролевые высказывания друг друга, часто в таком общении
происходит дальнейшее развитие сюжета. При разрешении конфликтов в игре дети
все чаще стараются договориться с партнером, объяснить свои желания, а не настоять
на своем.
Развивается моторика дошкольников.
Так, в 4-5 лет ребята умеют перешагивать через рейки гимнастической лестницы,
горизонтально расположенной на опорах (на высоте 20 см от пола), руки на поясе.
Подбрасывают мяч вверх и ловят его двумя руками (не менее 3–4 раз подряд в
удобном для ребенка темпе). Нанизывают бусины средней величины (или пуговицы)
на толстую леску (или тонкий шнурок с жестким наконечником). Ребенок способен
активно и осознанно усваивать разучиваемые движения, их элементы, что позволяет
ему расширять и обогащать репертуар уже освоенных основных движений более
сложными.
В возрасте от 4-5 лет продолжается усвоение
детьми общепринятых сенсорных эталонов, овладение способами их использования и
совершенствование обследования предметов. К 5 годам дети, как правило, уже хорошо
владеют представлениями об основных цветах, геометрических формах и отношениях
величин. Ребёнок уже может произвольно наблюдать, рассматривать и искать
предметы в окружающем его пространстве. Восприятие в этом возрасте постепенно
становится осмысленным, целенаправленным и анализирующим.
В среднем дошкольном возрасте
связь мышления и
действий сохраняется, но уже не является такой непосредственной как раньше. Во
многих случаях не требуется практического манипулирования с объектом, но во
всех случаях ребенку необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять
этот объект.
Мышление детей 4-5 лет протекает в форме
наглядных образов, следуя за восприятием. Например, дети могут понять, что
такое план комнаты. Если ребенку предложить план части групповой комнаты, то он
поймет, что на нем изображено.
К 5 годам внимание становится
все более устойчивым в отличие от трехлетнего малыша (если он пошел за мячом,
то уже не будет отвлекаться на другие интересные предметы). Важным показателем
развития внимания является то, что к 5 годам в деятельности ребенка появляется
действие по правилу –
первый необходимый элемент произвольного внимания. Именно в этом возрасте дети
начинают активно играть в игры с правилами: настольные (лото, детское домино) и
подвижные (прятки, салочки).
В дошкольном возрасте интенсивно
развивается память ребенка.
В 4 лет ребенок может запомнить уже 5-6 предметов (из 10–15), изображенных на
предъявляемых ему картинках.
В возрасте 4-5 лет преобладает репродуктивное
воображение, воссоздающее образы, которые описываются в стихах, рассказах
взрослого, встречаются в мультфильмах и т. д.
Особенности образов воображения
зависят от опыта ребёнка и уровня понимания им того, что он слышит от взрослых,
видит на картинках и т. д. В них часто смешивается реальное и сказочное,
фантастическое. Однако образы у ребёнка 4-5 лет разрозненны и зависят от
меняющихся внешних условий, поскольку ещё отсутствуют целенаправленные действия
воображения.
В этом возрасте происходит развитие
инициативности и самостоятельности ребенка в общении со
взрослыми и сверстниками. Дети продолжают сотрудничать со взрослыми в
практических делах (совместные игры, поручения), наряду с этим активно
стремятся к интеллектуальному общению. Это проявляется в многочисленных
вопросах (почему? зачем? для чего?), стремлении получить от взрослого новую
информацию познавательного характера. Общение со сверстниками по-прежнему тесно
переплетено с другими видами детской деятельности (игрой, трудом, продуктивной
деятельностью), однако уже отмечаются и ситуации «чистого общения».
Для поддержания сотрудничества,
установления отношений в словаре детей появляются слова и выражения, отражающие
нравственные представления: слова участия, сочувствия, сострадания. Стремясь
привлечь внимание сверстника и удержать его в процессе речевого общения,
ребенок учится использовать средства интонационной речевой выразительности:
регулировать силу голоса, интонацию, ритм, темп речи в зависимости от ситуации
общения. В большинстве контактов главным средством общения является речь, в
развитии которой происходят значительные изменения. В большинстве своем дети
этого возраста уже четко произносят все звуки родного языка.
Пятилетки умеют согласовывать слова в
предложении и способны элементарно обобщать, объединяя предметы в родовые категории:
одежда, мебель, посуда. Речь становится более связной и последовательной. Дети
могут пересказать литературное произведение, рассказать по картинке, описать
характерные особенности той или иной игрушки, передавать своими словами
впечатления из личного опыта и вообще самостоятельно рассказывать.
Если близкие взрослые постоянно
читают дошкольникам детские книжки, чтение может
стать устойчивой потребностью. В этих условиях дети охотно отвечают на вопросы,
связанные с «анализом» произведения, дают объяснения поступкам героев.
Значительную роль в накоплении читательского опыта играют иллюстрации. В
возрасте 4-5 лет дети способны долго рассматривать книгу, рассказывать по
картинке о ее содержании. Любимую книгу они легко находят среди других, могут
запомнить название произведения, автора, однако быстро забывают их и подменяют
хорошо известными. Цепкая память позволяет ребенку 4-5 лет многое запоминать,
он легко выучивает наизусть стихи и может выразительно читать их на публике.
С нарастанием осознанности и произвольности
поведения, постепенным усилением роли речи (взрослого и самого ребенка) в
управлении поведением ребенка, становится возможным решение более сложных
задачи в области безопасности.
В среднем
дошкольном возрасте активно развиваются такие компоненты детского труда как
целеполагание и контрольно-проверочные действия на базе освоенных трудовых
процессов. Это значительно повышает качество самообслуживания, позволяет детям
осваивать хозяйственно-бытовой труд и труд в природе.
В музыкально-художественной и продуктивной деятельности дети
эмоционально откликаются на художественные произведения, произведения
музыкального и изобразительного искусства, в которых с помощью образных средств
переданы различные эмоциональные состояния людей, животных.
Дошкольники начинают более целостно воспринимать
сюжет музыкального произведения, понимать музыкальные образы. Активнее
проявляется интерес к музыке, разным видам музыкальной деятельности. Дети не
только эмоционально откликаются на звучание музыкального произведения, но и
увлеченно говорят о нем (о характере музыкальных образов и повествования,
средствах музыкальной выразительности), соотнося их с жизненным опытом.
Музыкальная память позволяет детям запоминать, узнавать и даже называть любимые
мелодии.
Дети делают первые попытки
творчества: создать танец, придумать игру в музыку, импровизировать несложные
ритмы марша или плясовой, На формирование музыкального вкуса и интереса к
музыкально-художественной деятельности в целом активно влияют установки
взрослых.
Важным показателем развития ребенка-дошкольника
является изобразительная
деятельность. К 4 годам круг изображаемых предметов довольно широк. В
рисунках появляются детали. Замысел детского рисунка может меняться по ходу
изображения. Дети владеют простейшими техническими умениями и навыками. Могут
своевременно насыщать ворс кисти краской, промывать кисть по окончании работы,
смешивать на палитре краски. Начинают использовать цвет для украшения рисунка.
Могут раскатывать пластические материалы круговыми и прямыми движениями ладоней
рук, соединять готовые части друг с другом, украшать вылепленные предметы,
используя стеку и путем вдавливая.
Конструирование начинает носить характер продуктивной деятельности: дети
замысливают будущую конструкцию и осуществляют поиск способов её исполнения.
Могут изготавливать поделки из бумаги, природного материала. Начинают
овладевать техникой работы с ножницами. Составляют композиции из готовых и
самостоятельно вырезанных простых форм. Изменяется композиция рисунков: от
хаотичного расположения штрихов, мазков, форм дети переходят к фризовой
композиции – располагают предметы ритмично в ряд, повторяя изображения по
несколько раз.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 04.06.2019
Дата обновления: 06.09.2021
Дата публикации: 01.09.2021