Дополнительная общеразвивающая программа ЛЕГО-конструирование

Содержание программы
I. Целевой раздел ............................................................................................................................... 3
Пояснительная записка ..................................................................................................................... 4
1.1. Цели и задачи ............................................................................................................................... 4
1.2. Принципы и подходы к формированию Программы .................................................................. 4
1.3. Характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста ......................................4
1.4. Планируемые результаты освоения Программы......................................................................... 5
II. Содержательный раздел .............................................................................................................. 7
2.1. Содержание, формы, способы, методы и средства образовательной деятельности по
освоению дополнительной Программы ........................................................................................... 7
2.2. Организация, содержание и методы обучения конструированию ........................................... 9
2.3. Способы и направления поддержки детской инициативы ....................................................... 20
2.4. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников и
социальными партнерами .................................................................................................................22
III. Организационный раздел ........................................................................................................ 23
3.1. Учебный план ............................................................................................................................. 23
3.2. Календарный учебный график ................................................................................................... 25
3.3. Условия реализации ................................................................................................................... 25
3.4. Методические материалы и средства обучения и воспитания ................................................... 27
3.5. Требования к материально-техническому обеспечению ........................................................... 27
3.6. Программно-методическое обеспечение .................................................................................... 27
IV. раздел Приложения.................................................................................................................... 28
4.1. Оценочные материалы достижения детьми планируемых результатов освоения
дополнительной общеобразовательной программы «ЛЕГО – конструирование» ............................ 28
4.2. Игры для детей разных возрастных групп ................................................................................... 29

2

I. Целевой раздел
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая
программа по «ЛЕГО – конструированию» (далее по тексту - дополнительная
общеразвивающая программа по «ЛЕГО – конструированию») Муниципального бюджетного
дошкольного образовательного учреждения детского сада № 508 (ОУ) разработана в
соответствии с законодательными нормативными документами:
 Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012
года № 273-ФЗ.
 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России)
от 29 августа 2013 г. N 1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"
 СанПиН 2.4.3648–20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Постановление
Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28).
Образовательная деятельность в ОУ строится с учетом развития личности, мотивации и
способностей детей в различных видах деятельности, обеспечивает разностороннее развитие
детей с учетом их возрастных и индивидуальных психологических и физиологических
особенностей и интересов, образовательных потребностей участников образовательных
отношений, которые так же реализуются через систему дополнительного образования детей.
С учетом особенностей образовательного учреждения – дошкольное образовательное
учреждение детский сад с группами общеразвивающей направленности.
Данная программа направлена на всестороннее, гармоничное развитие детей
дошкольного возраста, с учётом возможностей и состояния здоровья детей, расширение
функциональных возможностей развивающегося организма, овладение ребёнком базовыми
умениями и навыками в разных упражнениях. В основе разработки использованы
рекомендации, а также концептуальные положения методического пособия «Легоконструирование в детском саду» Е. В. Фешиной – М.: ТЦ «Сфера», 2012 г.
Дополнительная общеразвивающая программа по «ЛЕГО – конструированию»
определяет содержание и организацию дополнительной образовательной деятельности и
обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и
деятельности. Реализуется на государственном языке Российской Федерации. Срок освоения
дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей
программы по «ЛЕГО – конструированию» 1 год. Реализуется в форме кружковой работы и
охватывает детей с 5-х лет до 7 лет.
Содержание программы взаимосвязано с программами по конструированию и
развитию речи в дошкольном учреждении. В программе представлены различные разделы,
но основными являются:
• конструирование по образцу,
• конструирование по модели,
• конструирование по условиям,
• конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам,конструирование по
замыслу,
• конструирование по теме.
Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий, используется
познавательная и исследовательская деятельности, в форме творческой активности,
обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
Объем программы рассчитан на 40 недель, с нагрузкой – 2 раза в неделю.
Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей
от 5 до 6 лет - не более 25 минут, а для детей от 6 до 7 лет - не более 30 минут.
В случае если Образовательная программа (далее Программа) реализуется в течение
всего времени пребывания детей в Организации (продолжительность работы группы
3

соответствует продолжительности реализации Программы) получение воспитанником
дополнительной платной услуги может осуществляться одновременно с реализацией
Программы в группе при условии фактического отсутствия воспитанника в группе.
Поскольку дошкольное образование не является обязательным, родители (законные
представители) воспитанника используют свое право на выбор формы получения ребенком
образования и Организации, осуществляющей образовательную деятельность. При этом, в
случае если хотя бы один ребенок фактически остается в группе, реализация Программы в
ней не прекращается, прерывается лишь получение образования воспитанником,
получающим дополнительную услугу. Поскольку дополнительное образование детей также
является важным элементом развития детей, и ограничение их в его получении
неконституционно, Организация не может повлиять на решение родителей о порядке
посещения ребенком дошкольной группы. В то же время, вопрос параллельного освоения
Программы и дополнительных общеобразовательных программ в одной Организации
регулируется локальными нормативными правовыми актами такой Организации.
1.1. Цели и задачи Программы
Цель: развитие конструкторских способностей детей.
Задачи:
формировать у детей познавательную и исследовательскую активность, стремление
к умственной деятельности;
приобщить детей к миру технического изобретательства;
развивать мелкую моторику рук, эстетический вкус, конструктивные навыки и
умения.
Дополнительная общеобразовательная программа направлена на формирование
инициативности, самостоятельности, наблюдательности, любознательности, находчивости и
умение работать в коллективе.
1.2. Принципы и подходы к формированию Программы
В основу программы заложены следующие основные педагогические принципы:
Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью
дошкольного образования является развитие ребенка.
 Принцип научной обоснованности и практической применимости.
 Принцип интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с
возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями
образовательных областей.
Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.
Подходы к формированию Программы
 Реализация дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной
общеразвивающей программы в формах, специфических для детей данной возрастной
группы, прежде всего в форме игры,
познавательнойи
исследовательской
деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей развитие ребенка.
 Поддержка инициативы ребенка в детской деятельности;
 Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в
различных видах деятельности;
 Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований,
методов возрасту и особенностям развития);
 Учет гендерной специфики развития детей дошкольного возраста.
1.3. Характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста.
МБДОУ обеспечивает непосредственно образовательную деятельность, воспитание и
развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 3 до 7 лет. В ОУ
4

функционирует шесть возрастных групп:
Группа раннего возраста (2-3 года) – 1 группа.
Младшая группа (от 3 до 4 лет) – 1 группа.
Средняя группа (от 4 до 5 лет) – 1 группа.
Старшая группа (от 5 до 6 лет) – 1 группа.
Подготовительные к школе группы (от 6 до 7 лет) – 2 группы.
Возрастные особенности развития детей
Старшая группа (от 5 до 6 лет)
Развитие социальных навыков.
Играя и занимаясь со сверстниками, ребенок начинает выражать свои мысли с помощью
слов, а не через действия. Особенно важны ролевые игры – дети с удовольствием играют «в
настоящую жизнь», которая становится для них интереснее. Они переносят в игру свои
представления о мире взрослых. В этом возрасте очень важно общение детей между собой,
нужны совместные игры и выполнение групповых заданий.
Развитие мышления.
Дети в этом возрасте с удовольствием решают различные задачи, что помогает развитию
творческого мышления и стимулирует желание учиться. Но в тоже время ребенок должен
быть уверен в том, что всегда может получить помощь от родителей и взрослых.
Речевое развитие.
Что касается развития речи, то это период преувеличений. Мысли у детей постоянно
перескакивают с одной темы на другую и им необходимо «выговориться». Взрослые должны
создавать такие условия, чтобы дети могли свободно обсуждать происходящее и
рассказывать друзьям о том, что они делали и что из этого вышло.
Развитие творческих способностей.
Детям данного возраста нравиться чувствовать себя большими и умеющими что-то
делать. Им интересно решать трудные задачи, особенно соревнуясь с другими детьми. Они
уже четко понимают, что им интересно, и любят творить и конструировать. И хотя до
серьезных результатов еще далеко, творческая деятельность важна сама по себе. Поэтому на
занятиях необходимо использовать материалы, с которыми дети могли бы
экспериментировать. Дети конструируют по условиям, заданным взрослым. Но уже готовы к
самостоятельному творческому конструированию из разных материалов. У них
формируются обобщенные способы действий и обобщенные представления о
конструируемых ими объектах.
Физическое развитие.
В 5 лет дети лучше управляют своими руками и способны выполнять тонкие и сложные
движения пальцами.
Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)
Развитие социальных навыков.
Дети начинают всерьез относиться к сверстникам, что уменьшает их зависимость от
взрослых. Задания и игры в этот период должны стать групповыми. В 6 лет дети уже сами
организуют игры, поэтому особую важность приобретает умение договариваться. Дети
проявляют большой интерес к устройству окружающего мира.
Развитие мышления.
Дети 6 лет начинают детально анализировать собственные наблюдения (форму, цвет,
количество предметов, последовательность событий). В этом возрасте дети способны
рассуждать логически и устанавливать связи между объектами, что помогает им учиться их
классифицировать. Они уже в состоянии планировать свою деятельность, на определенный
срок и ставить перед собой конкретные цели. При этом они также могут выполнять
предложенные им задания.
Речевое развитие.
5

Речевые умения детей позволяют полноценно общаться с разным контингентом людей
(взрослыми и сверстниками, знакомыми и незнакомыми). Дети не только правильно
произносят, но и хорошо различает фонемы (звуки) и слова. В этом возрасте дети чутко
реагируют на различные грамматические ошибки как свои, так и других людей, у них
наблюдаются первые попытки осознать грамматические особенности языка. В своей речи
дети все чаще используют сложные предложения (с сочинительными и подчинительными
связями). В 6-7 лет увеличивается словарный запас. Дети точно используют слова для
передачи своих мыслей, представлений, впечатлений, эмоций при описании предметов,
пересказе.
Развитие творческих способностей.
Шестилетние дети более старательно относятся к своей деятельности. Это выражается в
прорисовке мелких элементов картинки или тщательной сборке какой-либо конструкции.
Дети способны сосредоточиться на работе, и тих волнует, как другие воспринимают и
оценивают их деятельность.
Физическое развитие.
Дети 6 лет скоординированы, они уже овладели мелкой моторикой и способны
манипулировать мелкими предметами. В этом возрасте им нравиться пробовать свои силы в
новых областях. Полезно давать детям мелкие детали для занятий, способствующих
дальнейшему развитию их навыков и умений.
1.4. Планируемые результаты освоения Программы
Результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного
образования,
которые
представляют
собой
социально-нормативные возрастные
характеристики возможных достижений ребенка:
ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет
инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении,
познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен
выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет
основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и
правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и
сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
у ребенка сформирован устойчивый интерес к конструкторской деятельности, желание
экспериментировать, творить, изобретать;
у ребенка развита способность к самостоятельному анализу сооружений, конструкций,
чертежей, схем с точки зрения практического назначения объектов;
ребенок овладевает умением работать в конструировании по условиям, темам, замыслу;
ребенок может использовать готовые чертежи и схемы и вносить в конструкции свои
изменения;
ребенок овладевает умением использовать разнообразные конструкторы, создавая из них
конструкции как по предполагаемым рисункам, так и придумывая свои;
ребенок овладевает приемами индивидуального и совместного конструирования;
знает правила безопасности на занятиях по конструированию с использованием мелких
предметов.
ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда,
другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно
взаимодействует со сверстниками и взрослыми. Способен договариваться, учитывать
интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других,
адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать
конфликты;
ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для
6

выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в
ситуации общения.
2. Содержательный раздел
2.1. Содержание, формы, способы, методы и средства образовательной деятельностипо
освоению Программы.
Дополнительная общеразвивающая программа по «ЛЕГО – конструированию» состоит
из обязательной части.
Дополнительный образовательный процесс ОУ выстроен в соответствии с
Методическим пособием «Лего-конструирование в детском саду» Е. В. Фешина – М., ТЦ
«Сфера»,2012
Социально-коммуникативное развитие направлено на:
- Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
- Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных
действий;
- Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости,
сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками,
формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к
сообществу детей и взрослых в организации;
- Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
- Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие предполагает:
- Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
- Формирование познавательных действий, становление сознания;
- Развитие воображения и творческой активности;
- Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего
мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере,
материале, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое,
причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о
социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о
планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и
народов мира.
Речевое развитие включает:
- Владение речью как средством общения и культуры;
- Обогащение активного словаря;
- Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- Развитие речевого творчества.
Художественно-эстетическое развитие предполагает:
- Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений
искусства (словесного, изобразительного), мира природы;
- Становление эстетического отношения к окружающемумиру;
- Формирование элементарных представлений о видах искусства;
- Реализацию самостоятельной творческой конструктивно-модельной деятельности детей.
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах
деятельности детей:
- двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на
развитие таких физических качеств,как координация и гибкость;
- Способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма,
развитию равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, а
также с правильным, не наносящем ущерба организму;
- Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
7

Формы организации детей по всем образовательным областям: групповая,
подгрупповая, индивидуальная.
Виды организации детей: непосредственно образовательная деятельность,
самостоятельная деятельность детей, взаимодействие с семьями воспитанников.
Виды детской деятельности
Формы работы
Двигательная
игровые упражнения;
Игровая
сюжетные игры;
развивающие игры;
режиссерские игры
Изобразительная
мастерская по изготовлению продуктов детского
творчества;
реализация проектов
Коммуникативная
беседа;
ситуативный разговор;
составление и отгадывание загадок;
сюжетные игры;
общение и взаимодействие со взрослыми и
сверстниками.
Самообслуживание
и совместные действия;
элементарный труд (в помещении дежурство;
и на улице)
поручение;
задания;
реализация проекта.
Познавательно-исследовательская наблюдение;
экскурсия;
решение проблемных ситуаций;
экспериментирование;
моделирование;
реализация проекта;
исследования объектов окружающего мира;
проектирование решения проблемы;
познавательные
беседы
(с
использованием
разнообразного наглядно-иллюстративного материала,
музыкального
сопровождения,
художественного
слова,
развивающих
игр
упражнений, заданий);
посещение гостей.
Музыкально-художественная
восприятие и понимание смысла музыкальных
произведений, театрализация, развлечения.
Восприятие
художественной чтение;
литературы и фольклора
обсуждение.
Конструирование
конструирование из различного материала:
конструкторы, модули;
конструирование по образцу;
конструирование по модели;
конструирование по условиям;
конструирование по простейшим чертежам и
наглядным схемам;
конструирование по замыслу, по теме

8

2.2. Организация, содержание и методы обучения конструированию.
Старший дошкольный возраст:
Первое полугодие:
- закреплять приобретенные в средней группе умения;
- развивать наблюдательность, уточнять представления о форме предметов и их частей, их
пространственном расположении. Относительной величине, различии и сходстве;
- развивать воображение, самостоятельность, смекалку, умение работать сосредоточенно;
- учить сооружать красивые постройки, опираясь на впечатления от рисунков, чертежей,
фотографий;
- продолжать знакомить с новыми деталями;
- добиваться рассуждений вслух при решении конструктивной задачи;
- учить заранее обдумывать замысел будущей постройки, представлять ее общее
конструктивное решение, соотносить свой замысел с имеющимся строительным
материалом.
Второе полугодие:
- учить работать с мелкими деталями;
- создавать более сложные постройки;
- работать вместе, не мешая друг другу, создавать коллективные постройки;
- учить рассказывать о постройке других воспитанников;
- самостоятельно распределять обязанности;
- учить помогать товарищам в трудную минуту;
- возводить конструкцию по чертежам без опоры на образец;
- формировать умение преобразовывать конструкцию в соответствии с заданными
условиями;
- направлять детское воображение на создание новых оригинальных конструкций.
Перспективное планирование в старшем дошкольном возрасте
Месяц
Тема
Цель
Сентябрь
Знакомство с
Познакомить с ЛЕГО-конструктором, правилами
ЛЕГОповеденияв ЛЕГО-кабинете.
конструктором
Учить строить простейшие постройки.
Башенка, мост
Формировать бережное отношение к конструктору.
Ворота для заборчика Учить строить ворота для заборчика.
Аккуратно и крепко скреплять детали легоконструктора «Дупло»
Учить строить дом.
Лесной домик
Распределять детали лего-конструктора правильно.
Развивать творческое воображение, навыки
конструирования.
Мебель
Развивать способность выделять в реальны предмета и
функциональные части.
Учить анализировать образец
Рассказать о русской печке.
Русская печь
Развивать воображение, фантазию.
Учить строить печку и конструктора
Конструированиепо
Закреплять полученные навыки.
замыслу
Учить заранее обдумывать содержание будущей
постройки,называть ее тему, давать общее описание.
Развивать творческую инициативу и
самостоятельность.
9

Загон для коров и
лошадей
Октябрь

Дом лесника
Разные домики
Кафе
Конструированиепо
замыслу.

Грузовик
кирпичи

везет

Корабль

Аэропорт
Конструированиепо
замыслу.

Ноябрь

Плывут корабли

Катер

Пароход
Конструированиепо
замыслу

Многоэтажные
дома

Учить строить загоны по условиям.
Развивать глазомер, навыки конструирования, мелкую
моторику рук
Учить строить большой дом для лесника.
Учить строить домики разной длины и величины.
Учить создавать сложную постройку, работать
вместе , не
мешая друг другу.
Закреплять полученные навыки.
Учить заранее обдумывать содержание будущей
постройки,называть ее тему, давать общее описание.
Развивать творческую инициативу и
самостоятельность.
Учить строить по карточке, находить различия и
сходства всхемах.
Учить рассказывать о проделанной работе.
Закреплять навыки конструирования.
Учить сочетать в постройке детали по форме и
цвету,устанавливать пространственное расположение
построек.
Учить строить разные самолеты по схемам.
Развивать глазомер, навыки конструирования.
Закреплять полученные навыки.
Учить заранее обдумывать содержание будущей
постройки,называть ее тему, давать общее описание.
Развивать творческую инициативу и
самостоятельность.
Рассказать о водном
транспорте.Учить строить
корабли.
Развивать творчество, фантазию, мелкую моторику
рук.
Учить выделять в постройке ее функциональные
части (борт, корму, нос, капитанский мостик, трубы).
Совершенствовать умение анализировать образец,
графическое изображение постройки, выделять в ней
существенные части.
Обогащать речь обещающими понятиями: «водный,
речной,
морской транспорт».
Закреплять знания о водном транспорте.
Закреплять навыки конструирования.
Закреплять полученные навыки.
Учить заранее обдумывать содержание будущей
постройки,называть ее тему, давать общее описание.
Развивать творческую инициативу и
самостоятельность.
Развивать творческую инициативу и
самостоятельность.
Формировать обобщенные представления о домах.
10

Магазины
Детский сад
Конструированиепо
замыслу

Декабрь

Зоопарк
Слон
Верблюд
Конструированиепо
замыслу.

Животные на ферме
Овечка
Дом фермера
Конструированиепо
замыслу.
Январь

Домашние
животные
Дети
Дом фермера
Конструированиепо
замыслу.

Качели
Карусели
Беседка для ребят
Горка

Закреплять названия магазинов, их виды.
Учить строить детский сад.
Развивать память и внимание.
Закреплять полученные навыки.
Учить заранее обдумывать содержание будущей
постройки,называть ее тему, давать общее описание.
Развивать творческую инициативу и
самостоятельность.
Закреплять представления о многообразии животного
мира.
Развивать способность анализировать, делать выводы.
Учить строить слона из лего-конструктора «Дакта».
Развивать творческие навыки и терпение.
Учить строить верблюда.
Закреплять полученные навыки.
Учить заранее обдумывать содержание будущей
постройки,называть ее тему, давать общее описание.
Развивать творческую инициативу и
самостоятельность.
Уточнять и закреплять знания о домашних
животных, об их
назначении и пользе для человека.
Вызвать положительные эмоции от стихотворений
Закреплять знания о домашних животных.
Учить строить животных.
Закреплять навыки строить по схемам.
Учить строить двухэтажный дом фермера из
лего-конструктора.
Закреплять полученные навыки.Учить строить по
замыслу.
Развивать творчество, навыки конструирования.
Учить строить собаку и кошку.
Развивать творчество, фантазию, мелкую моторику
рук.
Учить строить девочку и мальчика из большого легоконструктора «Дупло».
Учить находить материал для постройки.
Закреплять полученные навыки.
Учить заранее обдумывать содержание будущей
постройки,называть ее тему, давать общее описание.
Развивать творческую инициативу и
самостоятельность.
Учить строить сложную постройку из легоконструктора.
Продолжать учить строить сложную постройку из
лего-конструктора.
Учить строить беседку, которая находится на участке
детского сада по памяти.
Развивать память , навыки конструирования.
Учить определять состав деталей конструктора,
11

Февраль

Грузовой
автомобиль
Пожарная часть

Самолет
Конструированиепо
замыслу

Городской
транспорт
Светофор
Знакомство
с
дорожными
знаками
Конструированиепо
замыслу

Март

Поезд мчится
Беседка

Пастбище

Конструированиепо
замыслу

Играем в зоопарк
Слон
Верблюд
Конструирование
по замыслу

особенности их формы, размера и расположения.
Учить создавать сложную постройку грузовой
машины излего-конструктора.
Учить правильно соединять детали.
Рассказать о профессии пожарного.
Учить строить пожарную машину и пожарную часть.
Выучить телефон пожарной части.
Закреплять знания о профессии летчика.
Учить строить самолет по схеме.
Закреплять полученные навыки.
Учить заранее обдумывать содержание будущей
постройки,называть ее тему, давать общее описание.
Развивать творческую инициативу и
самостоятельность.
Закреплять знания о городском транспорте.
Развивать наблюдательность, внимание, память.
Учить строить автобус.
Закреплять знания о светофоре.
Познакомить с дорожными знаками. Учить строить
дорожные знаки на плите.
Закреплять полученные навыки.
Учить заранее обдумывать содержание будущей
постройки,называть ее тему, давать общее описание.
Развивать творческую инициативу и
самостоятельность.
Учить строить шпалы разными способами по схемам
и поезд по образцу.
Закреплять представления о назначении и строении
беседок,об их частях (крыша, колонны).
Учить строить беседку.
Уточнять и закреплять знания о домашних животных,
ихназначении и пользе для человека.
Воспитывать любознательность.
Учить строить загоны для домашних животных
разнымиспособами.
Закреплять полученные навыки.
Учить заранее обдумывать содержание будущей
постройки,называть ее тему, давать общее описание.
Развивать творческую инициативу и
самостоятельность.
Закреплять знания о работниках зоопарка и его
обитателях.
Учить строить слона с большим хоботом из
лего-конструктора.
Развивать творческие навыки и терпение.
Продолжать знакомить с обитателями зоопарка.
Учить строить одно- и двугорбых верблюдов.
Закреплять полученные навыки.
Учить заранее обдумывать содержание будущей
12

Апрель

Ракета, космонавты
Светофор,
регулировщик
Конструированиепо
замыслу

Робот
Речные рыбки
Ракета, космонавты
Космический
корабль
Луноход
Конструированиепо
замыслу

Май

Аквариум
Лабиринт

Попугай
Конструированиепо
замыслу

Паровоз
товары

везет

Станция
Дома на
улице.

нашей

постройки,называть ее тему, давать общее описание.
Развивать творческую инициативу и
самостоятельность.
Рассказать о первом космонавте нашей страны.
Учить строить ракету из лего-конструктора по
карточке.
Закреплять знания о светофоре.
Закреплять полученные навыки.
Учить заранее обдумывать содержание будущей
постройки,называть ее тему, давать общее описание.
Развивать творческую инициативу и
самостоятельность.
Показать игрушку робот.
Учить строить робота.
Учить строить рыб из лего-конструктора.
Развивать навыки конструирования, мелкую моторику
рук.
Закрепить знания о первом космонавте Ю. Гагарине.
Учить строить ракеты.
Рассказать о космическом корабле.
Учить строить космический корабль.
Рассказать о луноходе.
Учить строить луноход из деталей конструктора.
Закреплять полученные навыки.
Учить заранее обдумывать содержание будущей
постройки,называть ее тему, давать общее описание.
Развивать творческую инициативу и
самостоятельность.
Познакомить с обитателями аквариума.
Учить строить аквариум.
Познакомить с плоскостным конструированием.
Развивать внимание, наблюдательность, мышление,
мелкуюмоторику рук.
Продолжать знакомить с плоскостным
конструированием.
Развивать внимание, мелкую моторику рук.
Закреплять полученные навыки.
Учить заранее обдумывать содержание будущей
постройки,называть ее тему, давать общее описание.
Развивать творческую инициативу и
самостоятельность.
Познакомить с приемами сцепления кирпичиков с
колесами,друг с другом, основными составными
частями поезда.
Развивать фантазию, воображение.
Продолжать знакомить с железной дорогой.
Учить строить станцию для паровозиков.
Закреплять умение строить домики.
13

Конструированиепо
замыслу

Июнь

Качели
Беседка для ребят
Дети
Конструированиепо
замыслу

Домашние
животные
Животные на ферме
Дом фермера
Конструированиепо
замыслу

Закреплять полученные навыки.
Учить заранее обдумывать содержание будущей
постройки,называть ее тему, давать общее описание.
Развивать творческую инициативу и
самостоятельность.
Учить строить сложную постройку из легоконструктора.
Учить строить беседку, которая находится на участке
детского сада по памяти.
Развивать память , навыки конструирования.
Учить строить девочку и мальчика из большого
лего-конструктора «Дупло».
Закреплять полученные навыки.
Учить заранее обдумывать содержание будущей
постройки,называть ее тему, давать общее описание.
Развивать творческую инициативу и
самостоятельность.
Учить строить собаку и кошку.
Развивать творчество, фантазию, мелкую моторику
рук.
Уточнять и закреплять знания о домашних
животных, об их
назначении и пользе для человека.
Закреплять навыки строить по схемам.
Учить строить двухэтажный дом фермера из
лего-конструктора.
Закреплять полученные навыки.
Учить заранее обдумывать содержание будущей
постройки,называть ее тему, давать общее описание.
Развивать творческую инициативу и
самостоятельность.

В результате освоения программы ребенок может:
 основные части и характерные детали конструкций.
знать
 новые детали: (отвертки, встроенные винты, катушки,
ролики,зубчатые колеса, рычаги)
уметь

 устанавливать связь между создаваемыми постройками и

тем,что дети видят в окружающей жизни
 анализировать сделанные модели и постройки
 создавать разнообразные постройки, конструкции, модели
 заменять одни детали другими
 строить по схеме, по инструкции
 самостоятельно подбирать необходимый строительный материал
 работать коллективно.
иметь представление

 о вариантах конструкции и постройки одного и того же

объекта,модели
 о способах различных конструктивных решений ипланировании
создания собственной постройки, модели, конструкции
Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик
14

Дополнительный образовательный процесс в детском саду предусматривает решение
программных образовательных задач в рамках непосредственно образовательной
деятельности и включает в себя:
совместную взросло-детскую (партнерскую) деятельность;
свободную самостоятельную деятельность детей.
Дополнительный образовательный процесс в ДОУ строится:
на адекватных возрасту формах работы с детьми, максимальном развитии всех
специфических детских видов деятельности и, в первую очередь, игры как ведущего вида
деятельности ребенка-дошкольника.
Особенности организации дополнительного образовательного процесса в группах
для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет).
Педагогический процесс предполагает, что дети старшего дошкольного возраста
познают в ходе активного исследования окружающего предметного мира, взаимодействия с
взрослыми, другими детьми и материалами. Доминирующую роль в педагогическом
процессе занимает общение, игра, экспериментально-поисковая деятельность, труд,
сотрудничество с взрослыми и сверстниками.
Система работы с детьми с высоким уровнем интеллектуальных и творческих
способностей.
Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий,
способствующих формированию их творческих способностей.
Система работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Психолого-педагогический процесс направлен на то, чтобы социально адаптировать
ребёнка с проблемами в развитии и его семью к дальнейшей интеграции в общество. Работа
с данными детьми строиться по следующему алгоритму:
•
анализ ресурсов образовательного учреждения и семьи,
•
составление плана индивидуального сопровождения ребёнка и его семьи, организация
совместной деятельности в индивидуальной, подгрупповой и групповой формах.
Использование современных личностно-ориентированных технологий,
Личностно-ориентированная
технология

Технология сотрудничества

направлена на гуманное отношение к детям и включает в себя:
педагогическую любовь к детям, заинтересованность в их
судьбе; оптимистическую веру в ребенка; сотрудничество,
мастерство общения; отсутствие прямого принуждения;
терпимость к детским недостаткам. И идет от ребенка к развитию
его способностей. Поэтому педагоги должны создавать каждому
ребенку
ситуацию
успеха,
одобрения,
поддержки,
доброжелательности, чтобы каждый день, проведенный ребенком
в детском саду, приносил ему радость; предоставлять
возможности и помогать детям, реализовать себя
в специфических для дошкольников видах деятельности.
направлена на создание основы для коммуникативного
взаимодействия, приводит к повышению статуса ребенка в
социальных контактах и повышению компетентности ребенка в
разных видах детской деятельности и в области отношений с
другими людьми.
15

ЛЕГО-конструирование

Развивающие
образовательные технологии
воспитания
и развития
ребенка

Педагогическая технология метод проектов
Авторы: Дж. Дьюи,
В.Килпатрик.

Игровые педагогические
технологии:

Педагогическая технология
“Блоки Дьенеша”

одна из самых известных и распространённых ныне
педагогических систем, широко использующая трёхмерные
модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и
развития ребёнка. Лего в переводе с датского языка означает
«умная игра». В силу своей педагогической универсальности
наборы ЛЕГО оказываются наиболее предпочтительными
наглядными пособиями и развивающими игрушками. Причём
ЛЕГО конструктор побуждает работать, в равной степени, и
голову, и руки воспитанников.
Конструктор помогает детям воплощать в жизнь свои задумки,
строить и фантазировать, увлечённо работая и видя конечный
результат.
Именно ЛЕГО позволяет учиться играя и обучаться в игре.
В технологии развивающего обучения ребенку отводится роль
самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей
средой. Это взаимодействие включает все этапы деятельности:
целеполагание, планирование и организацию, реализацию целей,
анализ результатов деятельности. Развивающее обучение
направлено на развитие всей целостной совокупности качеств
личности.
Метод проектов – это способ достижения дидактической цели
посредством
детальной
разработки
проблемы
(ее
технологизации), которая должна завершиться вполне реальным,
осязаемым практическим результатом, оформленным тем или
иным образом.
Уникальность использования технологии в детском саду в том,
что она позволяет развивать у детей не только личностных,
интеллектуальных, физических качеств, но и способности
разрешения проблем в самостоятельной и совместной
деятельности детей.
Создание творческой атмосферы обучения творчеству
Целью игровых технологий является решение ряда задач:
дидактических
(расширение
кругозора,
познавательная
деятельность; формирование определенных умений и навыков,
необходимых в практической деятельности);
развивающих (развитие внимания, памяти, речи, мышления,
воображения, фантазии, творческих идей, умений устанавливать
закономерности, находить оптимальные решения);
воспитывающих
(воспитание
самостоятельности,
воли,
формирование
нравственных,
эстетических
и
мировоззренческих позиций, воспитание сотрудничества,
коллективизма, общительности);
социализирующих (приобщение к нормам и ценностям
общества; адаптация к условиям среды).
Одним из наиболее эффективных пособий являются логические
блоки, разработанные венгерским психологом и математиком
Дьенешем для ранней логической пропедевтики, и, прежде
всего, для подготовки мышления детей к усвоению математики.

16

Педагогическая технология
“Палочки Кюизенера”

Основные особенности этого дидактического материала абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Палочки
Кюизенера в наибольшей мере отвечают монографическому
методу обучения числу и счету.

Использование культурных практик детства:
организации саморазвития ребенка в детско-взрослой
общности;взаимодействие детей и взрослых;
взаимосвязь педагогического проектирования и детской проектной деятельности.
Мастерская игр (мастерилка)
(автор Ерофеева Т.И.)

Встреча с интересными
людьми

Игры и задания;
Ситуации, которые можно
обсудить;
Придумывание истории о
предметах;

Мастерская игр или «Мастерилка», т.е. изготовление детьми (с
помощью взрослых или без них) игр, пособий для себя и для
малышей. Это позволяет детям применять полученные ранее
знания для того, чтобы решать практические задачи.
С помощью «Мастерилки» возможно:
1) закреплять навыки, знания, полученные на занятиях;
2) создавать условия для деловогосотрудничества;
3) обогащать словарь детей;
4) подготовить руку к письму через вырезывание, обведение
трафаретов, шаблонов и т.д.
На «Мастерилке» предусматриваются разные формы организации
детей при изготовлении игр. Дети работают индивидуально, в
парах, подгруппах, но предварительно обговаривается с детьми
предстоящаяработа:
• Что будем делать?Как?
• Какое оборудование и материал понадобятся?
• Как назовем игру?
• Для кого мы будем ее изготавливать? (Для себя, для малышей,
длядрузей и т.д.)?
• Обязательно, всеми вместе, продумываются правила,
которые
должны выполняться детьми и взрослыми.
Цель:
расширение
социальных
контактов,
расширение
представлений в какой-либо области действительности,
использование одного из способов получения информации консультация со специалистом.
Необходимость приглашения гостя можно обосновать через
создание
проблемной
ситуации
или
постановку
проблемного вопроса, ответ на который группа найти не может.
В таком случае воспитатель рассказывает о человеке, который
может решить проблему, или ответить на поставленный вопрос,
предлагает детям пригласить этого человека в гости.
Перечисленные формы помогают ребенку познакомиться с
функциями и видами различных продуктов и материалов
человеческой
деятельности.
Практическим
подспорьем
воспитателю может оказаться такой прием: предложить детям
продолжить придаточные предложения, образованные при помощи
союзных слов чтобы; так как; когда; зачем; потому что; из-за того что;
всякий раз, когда; может быть, из-за того, что и т.п.

17

Вопросыибеседы

Социо-игровые методы
обучения

Эффективный методический прием - создание стимулирующей
вопросы детей вопросно-ответной ситуации. Причем вопросы
должны задавать, прежде всего, дети, а взрослые должны не
игнорировать прозвучавший вопрос, но заметить, поддержать и
обсудить его. Прежде чем дать ответ, нужно задуматься над
проблемой вместе с детьми: действительно, почему что-то
происходит так, а не иначе. Оказывается, многие когда-то уже
слышали что-то об этом и могут рассказать, что думают, так что
возникает обмен мнениями среди детей, аналог
«мозговой атаки» у взрослых. Важно дать детям возможность
высказать свои версии происходящего, почувствовать себя компетентными. Поощрять вопросы взрослый может также, сам задавая
вопросы детям, рассуждая вслух, высказывая гипотезы,
объясняющие некоторое явление в полемическом плане, а также
пытаясь интересно, компетентно, честно отвечать на прямые
вопросы детей.
направлены на то, что «нужно не учить, а налаживать ситуацию».
Налаживать для того, чтобы всем участникам захотелось доверять
друг другу, чтобы каждому захотелось доверять и своему
собственному опыту. В результате такого налаживания ситуации у
детей происходит эффект добровольного и обучения, и научения,
и тренировки. Социо-игровая технология ведения занятия – это
организация занятия как игры-жизни между микрогруппами
детей (малыми социумами – отсюда и термин «социо-игровая»)
и одновременно в каждой из них.

Свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами (в том числе
совместно с детьми) предметно-развивающей образовательной среды:
•
обеспечивает выбор каждым ребенком деятельности по интересам;
•
позволяет ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;
содержит в себе проблемные ситуации и направлена на самостоятельное решение
ребенком разнообразных задач;
•
позволяет на уровне самостоятельности освоить (закрепить, апробировать) материал,
изучаемый в совместной деятельности со взрослым.
Организация предметно – пространственной развивающей среды в ДОУ.
Для конструирования во всех возрастных группах используется мелкий (настольный) и
крупный (напольный) строительный материал, а также конструкторы, имеющие различные
по сложности способы соединения деталей: от элементарных игрушек — вкладышей и
нанизывателей, используемых в младшей группе, до довольно сложных по сборке
деревянных и пластмассовых конструкторов для детей старшего дошкольного возраста.
Кроме этого, для конструктивной деятельности детей необходимы различные
дополнительные материалы и игрушки.
В работе с детьми старшего дошкольного возраста по определенным темам («Здания»,
«Мосты», «Транспорт») применяются рисунки, иллюстрации, фотографии, чертежи, схемы.
Они используются в качестве образцов. Это чертежи типа «Дострой здание», «Найди ошибкув
чертеже»; изображения сложных построек, показывающих ребенку этапы их сооружения;
чертежи, дающие лишь схему предмета, и др.
В старших группах специального места для конструирования не выделяют, а используют
те же столы, за которыми дети занимаются, или любые свободные. Мелкий строительный
материал хранят в коробках, в которых он был приобретен, и по деталям не разбирают.
Крупный строительный материал обычно убирают в закрытые шкафы и стеллажи. Пластины
как для настольного, так и для напольного строителей находятся здесь же. Мелкий обыгры18

вающий материал складывают в коробки.
Набор ЛЕГО 45020 - Кирпичики для творческих занятий.
Набор ЛЕГО 45100 – базовый конструктор в линейке «Построй свою историю.
Развитие речи 2.0» от LEGO Education, направлен на развитие коммуникативных и
творческих навыков у ребят. Помимо стандартных строительных деталей в него входят
дополнительные фигурки животных, людей, растений, с помощью которых дети могут
придумывать и инсценировать истории.
Работая с конструктором, дети развивают важные для них навыки:
 Социальной адаптации;
 Письма и речи;
 Высказывания собственных мыслей и суждений;
 Логического мышления;
 Работы в команде;
 Творческие и конструкторские способности.
Дополнительный набор 45102 «Построй свою историю. Космос».
С набором «Космос» можно составить множество интересных историй, на тему
космических исследований. Это могут быть и реальные сюжеты, например, запуск ракеты,
полет спутника, выход космонавта на орбиту, так и фантастические, например, встречас
инопланетными жителями на неизведанной планете. Дети узнают интересные факты о
людях, исследующих космос, о летательных аппаратах, скафандрах и проблемах,
возникающих в безвоздушном пространстве. Сочиняя свои рассказы, ученики становятся
писателями фантастами, развивают способность думать и изобретать.
С помощью набора «Построй свою историю. Космос» дети узнают о:
 ракетах и космических кораблях;
 космонавтах и инопланетянах;
 технологиях и науке.
Набор 9386 Окна, двери и черепица для крыши.
Набор 9389 «LEGO CREATIVE. Городская жизнь» и дополнительный набор 45103
«Построй свою историю. Городская жизнь».
Замечательный набор с огромным количеством деталей, который даёт неограниченные
возможности для постройки различных общественных мест.
Конструктор «Городская жизнь» направит вашего ребенка в процессе изучения
общественной жизни, поможет развить навыки самовыражения и изобретательности, а
цветные кубики всех форм и размеров и различные дополнительные элементы, такие
как: цветы, окна, колеса, фигурки сделают процесс ярким и интересным.
Каждый город — это сложный механизм со своими правилами, потребностями и
обществом.
С помощью набора «Городская жизнь» дети узнают:
 как устроена жизнь города;
 кто в нём живёт и работает;
 как связаны жители между собой;
 что такое общество;
 зачем городу транспорт и коммуникации.
Дети – тоже жители города и могут участвовать в культурной и общественной жизни. А
набор
«Построй
свою
историю.
Городская
жизнь» им
обязательно в этом
19

поможет!
Ребят ждут рассказы про:
 магазины и больницы;
 общественный транспорт и городские службы;
 здания и предприятия;
 сферу услуг и управления;
 городские профессии;
 культурную и общественную жизнь города.
«Большая ферма» - этот набор познакомит детей с фермерством, заботой о животных,
временах года и сборе урожая. Будет способствовать обсуждению многих вопросов: какие
звуки издают животные, как заботиться о животных, когда собирать урожай. Как времена
года влияют на урожайность, как выращивать различные культуры и для чего. С помощью
большого количества фигурок животных дети с легкостью смогут делить их на категории.
Благодаря большому количеству деталей набор идеально подходит для больших групповых
занятий, сюжетно-ролевых игр и свободного творчества.
Для развития начал программирования и робототехники используются конструкторы
«Первые механизмы», «Простые механизмы».
2.3. Способы и направления поддержки детской инициативы
Основной движущей силой дополнительного образовательного процесса в дошкольном
возрасте является сам ребенок, его самостоятельная пробно-продуктивная активность.
Организация дополнительного образовательного процесса включает две основные
задачи:
1) создание и поддержку психологического фона, благоприятствующего актуализации
самостоятельной активности ребенка;
2) поддержку и направление этой активности сообразно целям развития.
Решение этих двух задач и составляет основное содержание педагогического действия в
рамках
дополнительной
общеобразовательной
программы
–
дополнительной
общеразвивающей программы «ЛЕГО – конструирование».
Первая из этих задач предполагает:
а) создание соответствующей социально-предметной среды, приглашающей ребенка к
действию;
б) выявление и устранение факторов, блокирующих или тормозящих детскую активность.
Вторая задача предполагает обеспечение ребенка средствами и содержательными
творческими ситуациями, обеспечивающими полноценную культурную дифференциацию
общего способа действия на грани возможностей каждого ребенка.
Общая схема проектирования может быть представлена в виде следующего
рефлексивного цикла: диагностика индивидуального развития детей - постановка задач
развития для группы с учетом каждого ребенка - подбор и согласование средств и условий
развития - организация системы развивающих ситуаций - оценка результатов.
Вся информация, необходимая педагогу для принятия тактических решений,
представлена в компактной и обозримой форме. К такой информации относятся:
1. Данные обратной педагогической связи
• психологический фон жизнедеятельности каждого ребенка
• место каждого ребенка на нормативной интегральной шкале возрастного развития
достижения каждого ребенка в сфере освоения ключевых предметных содержаний.
2. Проект педагогического действия на ближайший цикл (задача и способ решения) и
план действий на ближайший месяц (календарно-тематическое планирование).
3. Банк дидактических средств:
набор специализированных учебных программ
подборка опорных смысловых интеграторов культурных содержаний (комплексных
20

тем, коллективных проектов, общих праздников и пр.).
подборка автодидактических средств (наборы ЛЕГО, палочки Кюизенера, блоки
Дьенеша, рассчитанных на совместную со взрослым или самостоятельную активность детей
по выбору).
- Проблемно-игровые ситуации (ПИС) представляют собой игровую ситуацию, в
которую включена проблемная задача. ПИС в силу своего игрового начала, ставит ребенка и
взрослого в равно активную субъектную позицию. У ребенка при выполнении игрового
задания, возникает потребность найти, открыть или усвоить новое, ранее неизвестное знание
или способ действия. Для ПИС характерно следующее:
наличие задачи, требующей решения
необходимость мобилизации активности, настойчивости, целеустремленности, для ее
решения
необходимость использования имеющихся у ребенка знаний, умений, навыков.
Игровое начало создает дополнительную мотивацию, снижает тревожность, боязнь
ошибок.
- Игровые проблемно-практические ситуации. Отличие их от ситуаций, описанных
выше, заключается в том, что для ее решения необходимо обязательно совершать некие
практические действия. Причем, как отмечает Т. И. Ерофеева, после постановки проблемной
задачи, необходимо дать детям возможность, совершить практические действия, пусть даже
и не приведшие к результату, и только потом включиться в обсуждение: почему не
получилось, как сделать, чтобы получилось. Такого рода обсуждения побуждают детей к
решению вопроса на теоретическом уровне, побуждают к планированию собственных
действия, выдвижению гипотезы, распределению обязанностей.
- Развивающие ситуации. РС служат не только для того, чтобы познакомить детей с
новыми средствами и способами взаимодействия с миром, но и для того, чтобы помочь им
осознать (рефлексировать) использование этих средств и способов. Выяснить, какие именно
средства и способы следует использовать, каким образом, что это дает для решения той или
иной поставленной задачи.
- Рефлексивные ситуации – «разрывание» того или иного процесса. Перед ребенком
встают такие вопросы:
• Как сделать? Как получилось (удалось)?
• Как ты догадался (узнал)? По каким признакам? Что для этого
сделал?Почему ты так думаешь?
• Кто думает по-другому?
После того, как выясняется, чего именно не хватало для решения задачи, взрослый дает
детям возможность познакомиться с недостающими для ее решения средствами и способами,
фиксируя их в речи, обозначая словесно, воплощая в простейших моделях.
Самостоятельность детей увеличивается, если в работе учитываются следующие этапы:
«Вот что и как мы будем делать» - этап, когда взрослый ставит перед ребенком цель,
предлагает ему средства ее достижения, показывает очередность и последовательность
действия, помогает их контролировать и корректировать.
«Что и как мы сделаем» - этап, на котором взрослый и ребенок осуществляет действие
совместно.
«Что мы собираемся делать? Как это сделать?» - комбинированный вариант: ребенку
предоставляется максимальная самостоятельность, на которую он способен и, в то же время,
помощь взрослого по мере необходимости.
«Что и как ты собираешься делать?» – этап самостоятельных действия ребенка при
постановке цели, выборе средств, планировании их применения, при выполнении, коррекции
и контроле своих действий.
- Организация диалогового общения в различных видах детской деятельности.
21

Диалог – личностное взаимодействие партнеров, где человек выражает себя.
2.4. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников.
Результат воспитания может быть успешным только при условии, если педагоги и
родители станут равноправными партнерами, так как они воспитывают одних и тех же детей.
В основу этого союза должно быть положено единство стремлений, взглядов на
образовательный процесс, выработанные совместно общие цели и образовательные задачи, а
также пути достижения намеченных результатов.
Родители готовы поддержать начинания педагогов, направленные на удовлетворение и
развитие интересов, потребностей детей. Сотрудничество педагогов и родителей позволяет
лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а
следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии
способностей ребенка, в преодолении его негативных поступков проявлений в поведении,
формировании ценных жизненных ориентаций.
Формы работы с родителями по социально-коммуникативному развитию детей:
• Создание тематических фотоальбомов.
• Выработка единой системы гуманистических требований в дошкольном учреждении
и в семье.
• Консультирование родителей: предупреждение использования методов, унижающих
достоинство ребенка.
Формы работы с родителями по познавательному развитию детей:
• Наблюдение за детьми на занятиях (видеозапись). Использование видеоматериалов с
целью проведения индивидуальных консультаций с родителями, где анализируется
интеллектуальная активность ребенка, его познавательные интересы, степень
работоспособности, развитие речи, умения общаться со сверстниками. Выявление причин
негативных тенденций и совместный с родителями поиск путей их преодоления.
• Создание в группе при поддержке родителей выставок "Вторая жизнь вещей",
"История вещей", "История изобретений" с целью расширения кругозора дошкольников.
• Совместная работа педагога, родителей и ребенка по созданию книги (альбома) "Мои
интересы и достижения".
• Организация выставок "Наши увлечения" с целью формирования у детей умения
самостоятельно занять себя и содержательно организовать досуг.
• Составление альбомов с иллюстрациями, открытками и вырезками по темам (Легоконструирование, робототехника).
• Участие родителей в организации в дошкольном учреждении встреч детей с
представителями разных профессий с целью обогащения знаний дошкольников и
формирования уважительного отношения к людям труда.
• Выполнение домашних заданий (решение проблемных, познавательных задач) с
поиском ответа в книгах и журналах.
• Леготека в детском саду с приглашением родителей и других членов семьи.
• Выставки игр-самоделок; демонстрация вариативного использования бросового
материала и др.
Формы работы с родителями по речевому развитию детей:
• Совместное с родителями чтение книг, рассматривание иллюстраций, оформление
полученных впечатлений в виде альбомов, панно, газет и др.
• Введение традиции "Обмен радостными впечатлениями". Совместная деятельность
детей и родителей по созданию фотогазеты "Наш выходной день" ("Наш отдых").
• Помощь родителей ребенку в подготовке рассказа или наглядных материалов
(вырезки, фото, флажки, значки и др.).
• Совместная работа родителей, педагогов и детей по подготовке тематических бесед
"Мои любимые игры и игрушки", "Игрушки из бросового материала", "Игры маминого
22

детства", по организации выставки семейных игрушечных реликвий на тему "Друзья
детства".
Формы работы с родителями по художественно-эстетическому развитию детей:
• Организация конкурсов и выставок детского творчества на тему "Как прекрасен этот
мир, посмотри" (фото- и видеоматериалы).
• Проведение тематических консультаций для родителей по разным направлениям
художественно-эстетического воспитания ребенка ("Как познакомить детей с различными
видами конструирования", "Как создать дома условия для развития творческих способностей
детей", "Развитие креативностидошкольника").
• Проведение практикумов для родителей - знакомство с различными техниками легоконструирования.
• Организация выставок детских работ и совместных тематических выставок детей и
родителей.
Направления и формы работы с семьей по физическому развитию и воспитанию
здорового ребенка:
• Ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребенка и
его психомоторного развития;
• Обучение конкретным приемам развития мелкой моторики рук;
• семинары-практикумы;деловые игры и тренинги.
3. Организационный раздел.
3.1. Учебный план.
Качество образования определяется не только количеством и качеством знаний, но и
качеством личностного, мировоззренческого, гражданского развития подрастающего
поколения. Современное дошкольное образование ориентировано на ценности развития
личности ребенка. Целостное развитие ребенка является основным смыслом всего
дошкольного образования, «которое сверху донизу» (во всех направлениях) должно быть
пронизано заботой о физическом здоровье ребенка и его психологическом благополучии. И
направленно на своевременное обеспечение каждому ребенку, в соответствии с его
возрастом, адекватных условий для развития, формирования полноценной личности,
получения должного образования.
План дополнительной образовательной деятельности разработан, основываясь на:
Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря
2012 года № 273-ФЗ.
СанПиН 2.4.1. 3049 – 13 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях»
(Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26).
Дополнительную
общеобразовательную
программу
–
дополнительную
общеразвивающую программу по «ЛЕГО – конструированию».
Детский сад реализует дополнительную общеобразовательную программу –
дополнительную общеразвивающую программу по «ЛЕГО – конструированию»,
разработанную в соответствии с методическим пособием Е. В. Фешиной «Легоконструирование в детском саду» - М., ТЦ «Сфера», 2012 г.
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая
программа по «ЛЕГО – конструированию» определяет содержание и организацию
дополнительной образовательной деятельности и обеспечивает развитие личности детей
дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности.
Цель: развитие конструкторских способностей детей.
Задачи:
• формировать у детей познавательную и исследовательскую активность, стремление к
умственной деятельности;
23

• приобщить детей к миру технического изобретательства;
• развивать мелкую моторику рук, эстетический вкус, конструктивные навыки и
умения.
Дополнительная общеобразовательная программа направлена на формирование
инициативности, самостоятельности, наблюдательности, любознательности, находчивости и
умение работать в коллективе.
Лего-конструирование помогает детям воплощать в жизнь свои задумки, строить и
фантазировать, увлеченно работая и видя конечный результат.
В процессе игры с конструктором ребенок развивает:
мышление, умение сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать;
концентрацию внимания;
мелкую моторику;
пространственное воображение, способность видеть разные способы создания образов
и построек.
Общий объем обязательной части дополнительной общеобразовательной программы –
дополнительной общеразвивающей программы «ЛЕГО – конструирование», рассчитывается
в соответствии с возрастом воспитанников, основными направлениями их развития,
спецификой дошкольного образования и включает в непосредственно образовательную
деятельность время, отведенное на:
•
совместную партнерскую деятельность взрослого и ребенка;
•
самостоятельную деятельность детей.
Во время учебного года вся непосредственная образовательная деятельность по
дополнительному образованию проводятся во второй половине дня. Учебный год составляет
40 недель, начинается 5 сентября и заканчивается 30 июня. Продолжительность непрерывной
непосредственно образовательной деятельности для детей от от 5 до 6-ти лет - не более 25
минут, а для детей от 6-ти до 7-ми лет - не более 30 минут.
В середине непосредственно образовательной деятельности статического характера
проводятся физкультурные минутки.
Занятия с детьми проводятся два раза в неделю. Занятия проводятся подгруппами
по 8-10детей.
№
Модули
5-7 лет
1.
2.
3.
4.

Конструирование по образцу
Преобразование образца
по
условиям
Конструирование по условиям
Конструирование по замыслу
Итого:

20
10
10
40

В конце каждого месяца дети старшего дошкольного возраста строят по замыслу,
показывая, чему научились на прошлых занятиях.
Основные формы занятий в старшем возрасте – моделирование по схеме, замыслу,
образцу.

24

3.2.Календарный учебный график
Содержание

Количество
возрастных групп
Начало учебного года
Окончание учебного
года
График каникул:
Зимние
Летний период
Продолжительность
учебного года всего, втом числе:
1-е полугодие
2-е полугодие
Всего НОД в неделю

Объем НОД в год
Сроки
проведениямониторинга
достижения
детьмипланируемых
результатов освоениядополнительной
общеобразовательной программы: водная
диагностика/ итоговая диагностика

Старший дошкольный возраст
(5-7 лет)
1
05.09.2022
30.06.2023

с 30.12.2022
по 09.01.2023
с 01.06.2023
по 31.08.2023
40 недель

16 недель
24 недель
2
не более 30мин.
во второй
половине дня
40 час.
05.09.2022-18.09.2022
05.06.2023-18.06.2023

3.3. Условия реализации дополнительной общеразвивающей программы «ЛЕГО –
конструирование».
Требования к условиям включают требования к психолого-педагогическим, кадровым,
материально-техническим и финансовым условиям реализации дополнительной
общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы, а также
к развивающей предметно-пространственной среде.
Условия
реализации
дополнительной
общеобразовательной
программы
–
дополнительной общеразвивающей программы«ЛЕГО – конструирование» должны
обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных
областях на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к
себе и к людям.
Для успешной реализации дополнительной общеразвивающей программы«ЛЕГО –
конструирование» должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические
условия:
Уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их
положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
Использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми,
соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как
25

искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми,
ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего
социальную ситуацию его развития;
Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к
другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах
деятельности;
Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной
деятельности и общения;
Защита детей от всех форм физического и психического насилия;
Поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и
укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную
деятельность.
Компетенции педагогического работника
1. Обеспечение эмоционального благополучия через:
• непосредственное общение с каждым ребёнком
• уважительное отношение к каждому ребёнку, к его чувствам и потребностям
2. Поддержка индивидуальности и инициативы детей через:
• создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной
деятельности, материалов
• создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей
• недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в
разных видах деятельности
3. Установление правил поведения и взаимодействия в разных ситуациях:
• создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том
числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и
социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности
здоровья
• развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные
ситуации со сверстниками
• развитие умения детей работать в группе сверстников, решая задачи в совместно
распределенной деятельности
• установление правил поведения в помещении, на прогулке, во время режимных моментов
и непосредственной образовательной деятельности, предъявление их в конструктивной (без
обвинений и угроз) и понятной детям форме.
4. Построение развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего
развития каждого воспитанника, через:
• создание условий для овладения культурными средствами деятельности
• организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, воображения,
фантазии и детского творчества
• поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и
пространства
• оценку индивидуального развития детей в ходе наблюдения, направленного на
определение педагогом эффективности собственных образовательных действий,
индивидуализацию образования и оптимизацию работы с группой детей.
5. Взаимодействие с родителями по вопросам образования ребёнка, непосредственного
вовлечения их в образовательный процесс, в том числе посредством создания
образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и
поддержки образовательных инициатив семьи.
26

3.5.Требования к материально-техническому обеспечению.
Учебно-материальное
обеспечение
ОУ,
реализующего
дополнительную
общеобразовательную программу – дополнительную общеразвивающую программу
(количество и качество оборудования и оснащения помещений твердым и мягким
инвентарем, дидактическими материалами)
Оснащение и оборудование методического кабинета и музыкально-спортивного зала
• мольберт
Оборудование для
Набор ЛЕГО «Большая
конструктивнойдеятельности в
ферма»Городская жизнь
группе
LEGO
• LEGO Гигантский набор DUPLO
• Общественный и муниципальный транспорт
DUPLO 2+Конструктор ЛЕГО «Построй свою
историю»
• «Построй свою историю».
• Палочки
Кюизенера
Блоки Дьенеша
• Наборы деревянного конструктора
3.7. Программно-методическое обеспечение
Е. В. Фешина «Лего-конструирование в детском саду»
СоциальноЛ. С. Римашевская «Технология развития навыков
коммуникативное
дошкольников»-М., Центр
направление
развития сотрудничества у старших
педагогического
образования,
2007
детей
Е. М. Фадеева «Развитие навыков сотрудничества у
дошкольников» - Нытва, 2008
Е. С. Евдокимова «Технология проектирования в ДОУ» М., Сфера, 2006
И. А. Лыкова, В. А. Шипунова «Дорожная азбука» М., Издательский дом «Цветной мир», 2013
В. А. Деркунская, А. Н. Харчевникова «Игровые
приемы и коммуникационные игры для детей
старшего дошкольного возраста» - М., Центр
педагогического образования, 2012
Е. В. Фешина «Лего-конструирование в детском саду»
Познавательное
Т. И. Ерофеева «Сказки для любознательных» (все
направление
возрастные группы) - М., Просвещение, 2012
детей развития
Л. Д. Комарова «Как работать с палочками Кюизенера?» М., «Издательство Гном и Д», 2006
Речевое
направление
развития детей

Е. В. Фешина «Лего-конструирование в детском саду»
О. А. Бизикова Развитие диалогической речи дошкольников в
игре - М. «Скрипторий», 2008
Л. Г. Парамонова Стихи для развития речи - С-П., Дельта,
2005

27

Художественноэстетическое
направление
развития детей
Физическое направление
развития детей

Коррекционная работас
детьми

Е. В. Фешина «Лего-конструирование в детском саду»
Т. И. Гризик «Умелые пальчики» 5-7 лет - М., Просвещение,
2012
Е. В. Фешина «Лего-конструирование в детском саду»
Утробина К. К. Занимательная физкультура для
дошкольников 3-7лет – М., «Издательство ГНОМ и Д», 2003
Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей 3- 7
лет. – М.: Мозаика-Синтез,2009-2010
Нищева Н. В. Веселая мимическая гимнастика, СанктПетербург, Детство-Пресс, 2013
Нищева Н. В. Веселая артикуляционная гимнастика №№1,2,
Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2013
Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Артикуляционная,
пальчиковая
гимнастика
и
дыхательно-голосовые
упражнения,М., Издательство ГНОМ, 2012

IV. Приложение к дополнительной общеразвивающей программе «ЛЕГО –
конструирование».
4.1. Оценочные материалы достижения детьми планируемых результатов освоения
дополнительной общеразвивающей программы «ЛЕГО – конструирование».
Диагностика освоения в ДОУ дополнительной общеразвивающей программы«ЛЕГО –
конструирование» включает следующие блоки информации о результатах деятельности:
воспитание и образование дошкольников в соответствии с дополнительной
общеразвивающей программой;
методическое обеспечение дополнительного образовательного процесса;
материально-техническое и финансовое состояние.
Изучение результативности работы педагогов строится на основе: входной и итоговой
(результат каждой возрастной ступени дошкольного образования) педагогической
диагностики развития каждого воспитанника.
В диагностике используются специальные диагностические таблицы, с помощью
которых можно отследить изменения в личности ребенка и определить необходимую
дополнительную работу с каждым ребенком по совершенствованию его индивидуальных
особенностей. (Диагностический инструментарий Е.В. Фешиной из методического пособия
«Лего- конструирование в детском саду» - М., ТЦ «Сфера», 2012 г.).
Если тот или иной показатель сформирован у ребенка и соответственно наблюдается в
его деятельности, воспитатель ставит показатель «часто».
Если тот или иной показатель находится в состоянии становления, проявляется
неустойчиво, ставится показатель «иногда». Эти два показателя отражают состояние нормы
развития и освоениядополнительной образовательной программы, и проведения дальнейшей
специальной диагностической работы по высокоформализованным методикам не требуется.
Если тот или иной показатель не проявляется в деятельности ребенка (ни в совместной
со взрослыми, ни в самостоятельной деятельности), возможно создание специальных
ситуаций,
провоцирующих его
проявление
(воспитатель может
предложить
соответствующее задание, попросить ребенка что-либо сделать и т.д.). Если же указанный
показатель не проявляется ни в одной из ситуаций, ставится «редко».
Результаты мониторинга к концу каждого психологического возраста интерпретируются
следующим образом.
Преобладание оценок «часто» свидетельствует об успешном освоении детьми
требований дополнительной образовательной программы.
Если по каким-то направлениям преобладают оценки «иногда», следует усилить
28

индивидуальную педагогическую работу с ребенком по данным направлениям с учетом
выявленных проблем в текущем и следующем учебном году, а также взаимодействие с
семьей по реализации дополнительной образовательной программы.
Если по каким-то направлениям присутствуют оценки «редко», процесс
диагностирования переходит на второй уровень, предполагающий проведение комплексного
психологического диагностического обследования. На этом этапе диагностика опирается не
только на низко-, но и навысоко формализованные методы оценки развития ребенка, которая
проводится педагогом- психологом, учителем-логопедом. По результатам этой оценки
составляются индивидуальные программы и рекомендации по педагогической и
психологической коррекции развития ребенка.
Предполагается применение различных методов оценки: наблюдение за детьми,
изучение продуктов их деятельности (построек), несложные эксперименты (в виде
отдельных поручений ребенку, проведения дидактических игр, предложения небольших
заданий), беседы, проекты.
Диагностическая карта в старшей группе
ФИ
ребенка

Называет
детали
конструктора
«Дупло»

ФИ
ребенка

Работает
по
схемам

Называет все
детали
конструкторов
«Дупло»

Строит
сложные
постройки

Строит
более
сложные
постройки

Строит
по
творческ
ому
замыслу

Строит
подгруппам
и

Строит по
образцу

Строит по
инструкции

Умение
рассказать о
постройке

Диагностическая карта в подготовительной группе
Строит по Строит по
Строит по
Работает Использует
образцу
инструкции творческому
в
предметы
педагога
замыслу
команде заместители

Работа
над
проектами

4.2. Игры для детей разных возрастных групп.
Старшая группа.
Роль ведущего берут на себя дети. В играх развиваются коллективизм, память, мышление.
Дети учатся заниматься по карточкам.
Название
игры
Чья
коман
дабыстрее
построит

Цель
игры
Учить строить
в
команде,
помогать друг
другу.
Развивать
интерес,
внимание,
быстроту,
мелкую
моторику рук.

Оборудование

Ход игры

Набор
легоконструктора
«Дупло»,
образец.

Дети объединяются в две команды.
Каждой команде дается образец
постройки, например, дом, машина
с
одинаковым
количеством
деталей. Ребенок за один раз может
прикрепить одну деталь. Дети по
очереди подбегают к столу.
Подбирают нужную деталь и
прикрепляют
к
постройке.
Побеждает
команда,
быстрее
построившая
конструкцию.

29

Карточки, детали
Найди
такую Закреплять
лего- конструктора
же деталь, как названия
на карточке.
деталей лего- «Дупло», плата.
конструктора
«Дупло»

Таинственный
мешочек

Разложи
детали
местам

по

Светофор

Учить
отгадывать
детали
конструктора
на ощупь
Закреплять
названия
деталей

Закреплять
значения
сигналов
светофора;
развивать
внимание,
память

Наборы деталей
конструктора,
мешочек
Коробочки,
детали
легоконструктора
(клювик, лапка,
овал, полукруг)
Кирпичики лего
красного, желтого,
зеленого цвета.

Дети по очереди берут карточку с
чертежом
детали
легоконструктора
«Дупло», находят такую же и
прикрепляют ее на плату. В конце
игры
дети
придумывают
название
постройки.
Педагог
держит
мешочек
с
деталями конструктора. Дети по
очереди берут из него однудеталь.
Отгадывают
и
всем показывают.
Детям даются коробочки и
конструктор. На каждого ребенка
распределяют детали по две. Дети
должны за короткое время собрать
весь конструктор. Кто соберет без
ошибок, тот и выиграл.
1- й вариант
Педагог - «светофор», дети
- «автомобили». Педагог показывает
красный
свет,
«автомобили»
останавливаются,
желтый
–
приготавливаются, зеленый – едут.
2- й вариант
На красный свет дети приседают,
на желтый – поднимают руки
вверх, назеленый – прыгают на
месте.

Подготовительная к школе группа.
Дети этого возраста уже занимаются по карточкам, строят более сложные
постройки.
Цель игр – развивать речь, уметь работать в коллективе, помогать
товарищу, развиватьмышление и память.
Название
игры
Назови
и
построй

Цель
игры
Закреплять
названия
деталей

Оборудование

Ход игры

Набор
легоконструктора

Педагог дает каждому ребенку по
очереди
деталь
конструктора.
Ребенок называет ее и оставляет у
себя. Когда каждый ребенок соберет
по две детали, педагог дает задание
построить из всех деталей одну
постройку, придумать ей название
и
рассказать о ней.

Лего-подарки

Развивать
ерес
игре и
внимание

Не
бери
последний
кубик
Запомни
расположение

Построй, не
открывая глаз

Рыба,птица
зверь,

Развивать

инт
к

вн

имание,
мышление
Развивать
память,
внимание

Учить строить
сзакрытыми
глазами,
Развивать
мелкую
моторику
Развивать
внимание,
память,

Игровое поле,
человечки
по
количеству
игроков, игральный
кубик(одна сторона
сцифрой 1, вторая
с цифрой
2,третья с цифрой
3, четвертая
–крестик
пропускаем ход)),
лего- подарки
Плата с башней

Набор
легоконструктор,
платыу
всех
игроков

Дети распределяют человечков
между собой. Ставят их на игровое
поле. Кидают по очереди кубик и
двигают человечков по часовой
стрелке.
Первый
человечек,
прошедший весь круг, выигрывает,
и ребенок выбирает себе подарок.
Игра продолжается, пока все
подарки не разберут.

Играют два ребенка, которые по
очереди снимают один или два
кирпичика с башни. Кто снимет
последний, тот проиграл.
Педагог
строит
какую-нибудь
постройку из восьми (не более)
деталей. В течение короткого
времени
дети
запоминают
конструкцию, потом педагог ее
убирает, и дети пытаются по памяти
построить такую же. Кто выполнит
правильно, тот выигрывает и
становится ведущим.

Плата, наборы
конструктора

Перед детьми лежат плата и
конструктор. Дети закрывают глаза
и пытаются что-нибудь построить.
У кого интереснее получиться
постройка, того поощряют.

Кирпичик лего

Педагог держит в руках кирпичик
лего. Дети стоят в кругу. Педагог
ходит по кругу, дает по очереди
всем детям кирпичик и говорит:
«Рыба». Ребенок должен сказать
название любой рыбы, затем дает
другому и говорит: «Птица» или
«Зверь». Кто ошибается или
повторяет, выбывает
из игры.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».