Дополнительная общеразвивающая программа Развивайка

Содержание:
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ..................................................................................................................... 4
1.1. Пояснительная записка .............................................................................................................. 4
1.2. Цель и задачи Программы ......................................................................................................... 4
1.3. Принципы реализации Программы .......................................................................................... 5
1.4. Значимые для разработки и реализации Программы возрастные и индивидуальные
особенности ......................................................................................................................................... 6
1.5. Планируемые результаты освоения Программы ................................................................... 7
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ............................................................................................. 7
2.1. Содержание деятельности по реализации Программы ......................................................... 7
2.2. Планирование образовательной деятельности ....................................................................... 9
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ...................................................................................... 12
3.1. Организационно-педагогические условия реализации Программы ................................. 12
3.2. Материально-техническое обеспечение Программы .......................................................... 12
Список литературы........................................................................................................................... 12

2

Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего
дошкольного возраста от 5 до 6 лет «Развивайка»
Проблема подготовки ребёнка к школе является одной из наиболее актуальных проблем в
современном дошкольном и начальном образовании. Особенно остро стоит вопрос
предшкольной подготовки детей, не посещающих дошкольные образовательные
учреждения.
Одним из средств, способных решить эту проблему, является организация групп
предшкольной подготовки для детей 5-6 лет в общеобразовательных учреждениях.
Группа по предшкольной подготовке в МБДОУ детский сад №508 для детей 5-6 лет
работает в условиях 35 недель, 2 дня в неделю. Продолжительность одного занятия 30
минут. Срок реализации программы – 1 год.
На занятиях педагог формирует представление о школе и роли ученика в ней,
вырабатывает умение слушать педагога, сверстника, учит работать детей в парах, группах.
Ребёнок работает в меру своих сил, поднимаясь на свою, только ему посильную, ступеньку.
В работе с детьми применяются специальные упражнения, которые помогают детям
общаться между собой, используются графические материалы и задания, косвенным образом
готовящие руку ребёнка к письму.
Педагогом проводится работа, направленная на развитие речи детей, на формирование
фонематического восприятия и слуха. Интерес детей к звуко-буквенному составу слова
поддерживается в процессе совместных игр с педагогом. Занятия строятся на основе
развивающих игр, упражнений, занимательных элементов.
Интерактивная доска, мультимедийный проектор делают занятия для детей интересными
и увлекательными, очень нравятся малышам.
Адаптированная типовая программа «Школа будущего первоклассника»

3

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста
от 5 до 6 лет «Развивайка» (далее по тексту – Программа) разработана с учетом специфики
национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется
образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста, обеспечивает вариативность
образовательного маршрута в соответствии с интересами и способностями воспитанников,
направлена на удовлетворение конкретных образовательных потребностей родителей как
заказчиков образовательных услуг.
Сегодня вопрос о развитии творческих способностей учащихся в теории и практике
обучения стоит особенно актуально, так как исследования последнего времени выявили у
школьников значительно больше, чем предполагалось ранее, возможности усваивать как в
привычной, так и в нестандартной ситуации.
Творческая активность - одна из важнейших характеристик личности и человеческой
деятельности. Проблема ее развития приобретает в настоящий момент особую социальную
значимость. Это вызвано такими процессами, как преобразование системы управления, в
которую прежде идеально вписывался лишь пассивный исполнитель, реформы в экономике,
требующие готовности человека к творческому включению в многообразие новых видов
деятельности.
Таким образом, творческое развитие учащихся есть требование времени, позволяющее
успешно выстроить жизненную траекторию каждой личности. Общеобразовательная школа,
где закладываются основы личностного роста учащихся, теоретически имеет возможность
для эффективного развития творческого потенциала каждого школьника.
Программа разработана в соответствии с:

Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 г. № 273-ФЗ;

Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196, приказ о внесении изменений в
Порядок от 30.09.2020 г. № 533);

Методическими
рекомендациями
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму
Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи
Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242);

Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (постановление Главного
государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28);

Требованиями к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим
программам для включения в систему персонифицированного финансирования детей
Свердловской области (Приказ № 136-д от 26.02.2021 г. о проведении сертификации ДООП
для включения в систему ПФДО);

Уставом МБДОУ детского сада № 508.
1.2. Цель и задачи Программы
Цель программы: всестороннее развития познавательных процессов и творческих
способностей в соответствии с возрастом и формирование предпосылок к учебной
деятельности. К предпосылкам учебной деятельности в дошкольном возрасте мы относим
4

умение планировать деятельность; умение работать по правилу; умение слушать и
понимать взрослого; опосредствование процессов памяти и внимания; создание условий
для формирования готовности к школьному обучению в коллективе сверстников.
Основные задачи:
 Развивать наглядно-образное мышление и формировать начатки логического
мышления: умение использовать умственный образ; умение предвосхищать результат
деятельности; умение выделять существенные признаки и свойства объектов, выделять части
в целом; развитие умения логически мыслить и устанавливать причинно-следственные связи;
располагать объекты по заданному признаку; расширение словарного запаса;
 Формировать опосредствованные способы запоминания и восприятия: использовать
различные средства для запоминания; создавать символические образы; произвольно
направлять внимание; развитие зрительной, слухоречевой памяти;
 Формировать концентрацию, переключение и распределение внимания развитие
свойств внимания; развитие воображения;
 Стимулировать преодоление эгоцентрической позиции: умение учитывать желания и
точку зрения другого человека;
 Развивать произвольность поведения: умение сдерживать свои желания; подчинять
своё поведение заданному образцу Формирование навыков общения и совместной
деятельности.
1.3. Принципы реализации Программы
Данная Программа формируется на основе следующей системы
дидактических принципов:

Создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих
факторов (принцип психологической комфортности);

Новое знание вводится через самостоятельное «открытие» его детьми (принцип
деятельности);

Обеспечивается возможность разноуровневого обучения детей, продвижения
каждого ребенка своим темпом (принцип минимакса);

При введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и
явлениями окружающего мира (принцип целостного представления о мире);

У детей формируется умение осуществлять собственный выбор на основании
некоторого критерия (принцип вариативности);

Процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта
творческой деятельности (принцип творчества).

Основные принципы работы педагога при подготовке детей к школе:
учёт индивидуальных возможностей и способностей детей:

уважение к ребёнку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с
разумной требовательностью;

комплексный подход при разработке занятий;
5





систематичность последовательность занятий;
вариативность содержания и форм проведения занятий;
наглядность.

1.4. Значимые для разработки
индивидуальные особенности

и

реализации

Программы

возрастные

и

Старший дошкольный возраст является этапом формирования осознанных открытий и
познавательной активности. На его протяжении постепенно углубляются и расширяются
знания и представления детей, происходит их обобщение. «Ребёнок развивает представления
о себе самом и разных сферах окружающей действительности: природе, продуктах
человеческой культуры, человеческих отношениях. Также он осваивает способы получения
знаний.
У ребёнка формируется умение слушать взрослого, отвечать на вопросы и задавать
их, самостоятельно экспериментировать с действительностью. Уровень овладения
подобными способами наряду с освоенной ребёнком информацией характеризует
содержательную сторону его умственного развития».
В старшем дошкольном возрасте продолжается развитие всех органов и
психологических функций ребенка. Повышается работоспособность нервной системы,
увеличивается выносливость, удлиняется время активного бодрствования. Основным
развивающим видом деятельности ребенка пяти лет являются игры. Они становятся более
сложными, добавляются моделирующие и групповые игры. В игре ребенок учится общаться
со сверстниками, контролировать свое поведение, подчиняясь правилам игры, в которой он
может проявить чудеса терпеливости, настойчивости, дисциплинированности. Здесь он
развивает творческое воображение, сообразительность, волевые качества, нравственные
установки.
В этом возрасте ребенок не просто активно овладевает речью, он творчески осваивает
язык, занимается словотворчеством. Использует все части речи. При помощи развивающих
игр ребенок может обобщать, устанавливать связи, классифицировать предметы по
определенному признаку на более высоком уровне. В возрасте 5 - 6 лет начинают
формироваться сознательное запоминание и воспоминание, многие дети проявляют
активный интерес к буквам и цифрам - и в этом помогают развивающие игры. Чтение же
помогает развитию символического мышления.
С ребенком пяти – шести лет можно играть во всякого рода словесные игры, которые
хорошо развивают слуховой анализатор, то есть умение слышать и слушать. Идет активное
запоминание новых слов, объединенных каким-либо признаком (слова на букву «А»; словаантонимы; слова, обозначающие продукты питания и др.), пополняется активный словарь
ребенка, развивается мозг. Восприятие ребенка становится осмысленным, аналитическим.
Благодаря этому происходит переход от наглядно - действенного к наглядно-образному
мышлению.
Возникает и совершенствуется умение планировать свои действия, создавать и
воплощать определенный замысел, который в отличии от простого намерения, включает
представления не только о цели действия, но так же и о способах ее достижения.
Дети5 - 6 лет продолжают проигрывать действия с предметами в соответствии с
реальной действительностью: ребенок сначала режет хлеб и только потом ставит его на стол
перед куклами, один ребенок подвозит свой экскаватор к грузовичку другого и вываливает
воображаемый песок. В игре дети называют свои роли, понимают условность принятых
ролей: «Ты будешь врачом, а я приду к тебе лечить дочку».
Происходит разделение игровых и реальных взаимоотношений. В процессе игры роли
могут меняться.
6

В 5 - 6 лет сверстники становятся для ребенка более предпочитаемыми партнерами по
игре, чем взрослые. В общую игру вовлекается от двух до пяти детей, а продолжительность
совместных игр составляет в среднем 15-20 минут, в отдельных случаях может достигать и
40-50 минут.
Дети этого возраста становятся более избирательными во взаимоотношениях и
общении: у них есть постоянные партнеры по играм, все более ярко проявляется
предпочтение к играм с детьми одного пола. Правда ребенок еще не относится к сверстнику
как к равному партнеру по игре.
Существенное значение имеет так же дидактические и подвижные игры. В этих играх
у детей формируются познавательные процессы, наблюдательность, умение подчиняться
правилам.
1.5. Планируемые результаты освоения Программы
Программа направлена на расширение психического развития дошкольников в
познавательной, мотивационно-потребностной и эмоционально-личностной сферах в
соответствии с нормативными критериями развития и индивидуальными особенностями. К
потенциальной и долгосрочной задаче программы относится профилактика школьной
дезадаптации и неуспеваемости в школе.
Результатом реализации программы является развитие у детей:
1. наблюдательности и коммуникативных способностей;
2. произвольного внимания;
3. зрительной, слухоречевой памяти;
4. тонкой и грубой моторики;
5. активизации воображения;
6. способности логически мыслить;
7. пространственных представлений;
8. способности адекватно оценивать свою работу.
К концу программы дети должны знать:
- изученные звуки и буквы, различать их в устной и письменной речи;
- числа первого десятка, иметь начальные геометрические представления и элементарные
чертежные навыки;
- название своей страны, областного центра, своего села, памятные места, элементарные
сведения о народной культуре.
Должны уметь:
- конструировать изученные буквы;
- правильно и аккуратно выполнять штриховку, рисовать свою семью;
- правильно и четко отвечать на вопросы педагога, классифицировать, обобщать, обладать
логикой высказывания, ставить вопросы и доказывать свое мнение;
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Содержание деятельности по реализации Программы
Форма проведения занятий – очная, групповая, индивидуальная.
Содержание дополнительной программы разработано таким образом, чтобы
осуществлять преемственность между программами дошкольного образования и начального
звена школы.
7

Планирование занятий ведётся в зависимости от возрастных особенностей
воспитанников. Программа рассчитана на детей 5-6 лет. Занятия проводятся в игровой и
занимательной форме. Постоянная смена видов деятельности позволяет повысить качество
обучения и ограничить нагрузку на детей.
Важнейшей особенностью психического развития детей старшего дошкольного
возраста является повышенная чувствительность. Во-первых, к усвоению нравственных
норм и правил поведения и, во-вторых, готовность детей к овладению целями и способами
систематического обучения. Можно сказать, что в этот период у ребёнка возникает
состояние, которое можно назвать обучаемостью. Чувствительность этого периода и высокая
обучаемость проявляется и в процессе подготовки к освоению грамотой. Необходимо
вовремя удовлетворить познавательный интерес ребёнка и направить его желание и волю на
овладение важными для школьного обучения умениями.
Образовательная деятельность подготовки детей к обучению в школе богата по
содержанию. В ней поставлена задача ознакомления детей с общей картиной окружающего
мира, а это естественно, т.к. дети хотят знать больше о том, с чем ежедневно встречаются в
жизни.
Методы обучения, применяемые на занятиях кружка, многогранны. Они направлены не
только на усвоение знаний, но и на развитие детей, обращены не только к пробуждению ума,
но и эмоциональной сферы. Создание высокого эмоционального тонуса в процессе обучения
– это необходимое условие для получения знаний, т.к. пережитые знания становятся
убеждением.
Дидактический стержень занятия – деятельность самих детей, что заставляет их
думать, наблюдать, сравнивать, классифицировать, группировать, делать выводы, выявлять
закономерности.
Программа затрагивает такие образовательные области по ФГОС ДО: познавательное
развитие (восприятие, мышление, память, внимание и т.п.), речевое развитие (умение
составлять рассказы, пересказывать короткие тексты), социально- коммуникативное
развитие (общение с педагогом и со сверстниками, умение работать в группе, умение
помогать и просить помощи, слушать, слышать своих товарищей педагога).
Работа в группе позволяет помимо развития необходимых познавательных п роцессов,
мотивации уделять внимание формированию социально-психологической зрелости;
развивать навыки общения, совместной деятельности и т.д.
Все занятия предлагаемой Программы имеют между собой смысловую связь. Занятия
строятся на понятном детям материале.
Структура занятий: разминка, упражнения по теме, работа в тетради, подвижная игра,
рефлексия.
Структура занятий: каждое занятие включает комплекс упражнений по развитию
познавательных процессов (наглядно-образного мышления, восприятия, внимания,
воображения, памяти) и мотивационно-потребностной сферы (прослушивание и обсуждение
сказок, историй и рассказов; сюжетно-ролевые игры).
На занятиях используется рабочие тетради:
1. Рабочие тетради по математике: К.В. Шевелев, Прописи по математике, 2 части.
2. Тетрадь для обучения грамоте детей дошкольного возраста №1 ЦВЕТНАЯ. ФГОС.
Нищева Н.В., 3 части.
3. Букварь Надежды Жуковой
Рекомендации, необходимые для проведения занятий


Продолжительность занятия 30 минут.
8


Учебная и развивающая нагрузка сочетается с отдыхом, релаксацией.

Создание и поддержание в ходе занятия эмоционально-позитивного фона.

Регулярность и эпизодичность занятий – 2 раза в неделю.

Соблюдение санитарно-гигиенических норм (освещенность, проветривание,
время проведения).
В программе используются различные упражнения разных авторов: Гавриной С.Е.,
Кутявиной Н.Л., Топорковой И.Г., Щербининой С.В. А. Кордзая, Васильевой С.А.,
Стребелеой Е.А., Тихомировой Л.Ф., Ольшанской Е.В., Гуткиной Н.И., Карповой С.И.,
Мамаевой В.В., Вераксы А.Н., Гуторовой М.Ф. и проч.
2.2. Планирование образовательной деятельности
Примерное планирование занятий по программе «Развивайка»
Примерное планирование занятий подготовлено в соответствии с программой
подготовки дошкольника к школьному обучению, и предназначено для организаций занятий
с детьми, посещающих дошкольное учреждение. Занятия организуются в МБДОУ детский
сад №508, два раза в неделю (2 занятия по 30 минут). В примерном планировании, так же как
в программе обучения и развития, представлены следующие разделы:
1. Развитие речи и подготовка к обучению грамоте (17ч ).
2. Введение в математику (17ч)
Примерный учебный план
Продолжительность обучения: 35 недель (с 9 сентября по 30 мая)
Общее число часов: 40
Режим занятий: 2 раза в неделю, 2 занятия.
Длительность занятий: не более 30 мин.
Тематическое планирование «Введение в математику»
Ведущими задачами при формировании математических понятий являются:
1. Наблюдение:
- сравнение объектов и их свойств;
- анализ свойств;
- установление и использование аналогии;
- классификация.
2. Развитие умения ориентироваться в некоторых скрытых существенных
математических связях, отношениях.
3. Формирование ориентировочных понятий: в пространстве и во времени.
Тематическое планирование по «Введение в математику»
№ занятия
1

Содержание программного материала
Число 1. Первый. Последний. Предпоследний.

2
3
4-5
6

Число 2. Пара. Столько же.
Знаки: плюс, минус, равно.
Решение примеров.
Число 3. Решение примеров
9

7

Решение задач

8-9
10
11

Больше. Меньше. Одинаковое количество. Сравнение чисел.
Число 4.
Составление задач.

12
13
14
15

Число 5.
Решение задач.
Число 6.
Соотношение числа с количеством.

16
17-18

Число 7.
Решение числовой цепочки.

19 -20

Состав чисел 3,4,5,6,7

21
22
23
24

Число 8. Состав числа 8.
Число 9. Состав числа 9.
Число 0.
Число 10. Состав числа 10.

25-26
27-28

Повторение изученного
Повторение изученного

29
30

Графические работы
Решение примеров

31
32

Соотнесение числа, цифры, и количества предметов.
Составление простых задач и их решение

33
34-35
36

Решение примеров
Повторение изученного
Весёлая математика (игра-соревнование).

Тематическое планирование по курсу «Развитие речи и подготовка к обучению
грамоте»
Цели:
- развитие мелких мышц пальцев обеих рук, формирование четкой артикуляции,
синхронности говорения и движения кистей рук, развитие речи и подготовка к обучению
грамоте:
- развитие словаря;
- формирование грамматического строя речи;
- формирование разговорной (диалоговой) речи;
- формирование связной (монологической) речи;
- развитие умения слушать и понимать читаемую детям художественную литературу;
- формирование умений, связанных с подготовкой детей к обучению грамоте;
- развитие умения слышать педагога, умения слушать других, умения вникать в содержание
их речи;
- развитие мелкой моторики кисти руки;
- конструирование из бумаги;
- развитие пространственного представления;
- формирование фонематических представлений.
10

№

Содержание программного материала

1

Звук и буква «А»

2

Звук и буква «О»

3
4
5
6
7
8
9
10
11

Звук и буква «У»
Звук и буква «Ы»
Звук и буква «Э»
Чтение слов АУ, УА. Закрепление пройденного материала.
Звук и буква «Л». Чтение слогов ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ
Звук и буква «М». Чтение слогов, слов, ударение.
Звук и буква «Н». Чтение слогов. Написание и чтение слов.
Звук и буква «Р». Чтение слогов. Знакомство с предложением, чтение предложения.
Закрепление пройденного материала. Гласные и согласные звуки и буквы. Чтение
слогов, слов.
Буква «Я». Чтение слогов, слов, предложений.
Буква «Ю». Чтение слогов, слов.
Буква «Е». Чтение слогов, слов. Составление предложений.
Буква «Ё». Чтение слогов, слов.
Звук и буква «И». Чтение слогов, слов.
Закрепление пройденного материала.
Звуки «Г-К», «Гь-Кь». Буквы «Г», «К». Чтение слогов, составление и условная запись
предложения.
Звуки «Д-ДЬ», «Т-ТЬ». Буквы «Д», «Т». Чтение слогов, предложений.
Звуки «В-ВЬ», «Ф-ФЬ». Буквы «В», «Ф». Чтение слогов, предложений.
Звуки «З-ЗЬ», «С-СЬ». Буквы «З», «С». Чтение слогов, слов.
Звуки «Б-БЬ», «П-ПЬ». Буквы «Б», «П». Чтение слогов, слов, предложений.
Звуки «Х-ХЬ». Буквы «Х». Чтение слогов, слов, предложений.

12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Звуки и буквы «Ж», «Ш». Чтение слогов, слов.
Звуки и буквы «Ч», «Щ». Чтение слогов, предложений.
Звук и буква «Ц». Чтение слогов, слов, стихотворных текстов.
Звук и буква «Й». Чтение слов, стихотворных текстов.
Буква «Ь». Чтение слов, стихотворных текстов.
Буква «Ъ». Чтение слов, стихотворных текстов.
Закрепление пройденного материала. Чтение слогов, слов, предложений.
Закрепление пройденного материала. Чтение слов, составление предложения по
сюжетным картинкам.

32

Закрепление пройденного материала. Алфавит, чтение стихотворений

11

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Организационно-педагогические условия реализации Программы
Категория обучающихся: программа рассчитана на детей дошкольного возраста – 5-6 лет.
Прием на обучение по данной программе носит добровольный характер. Принимаются
все желающие по заявлениям родителей (законных представителей).
Кадровое обеспечение. Педагогические работники, реализующие данную Программу
должны иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное
образование в области, соответствующей профилю программы, имеющие практические
навыки в сфере организации деятельности детей, без предъявления требований к стажу
работы.
Занятия организованы 2 раза в неделю по 30 минут, продолжительность соответствует
санитарно-эпидемиологическим требованиям (СП 2.4.3648-20) к организации режима
работы.
Занятия построены на принципах обучения развивающего и воспитывающего характера:
 доступности;
 наглядности;
 целенаправленности;
 индивидуальности;
 результативности.
Форма обучения: очная, групповая.
Форма аттестации не предусмотрена.
3.2. Материально-техническое обеспечение Программы
Для реализации программы дошкольной подготовки имеется необходимая
предметно–развивающая среда. Она включает группу для занятий и совместной
деятельности детей, размещение учебного оборудования соответствует требованиям и
нормам СП 2.4.3648-20, правилам техники безопасности и пожарной безопасности.
Требования к мебели: количество стульев соответствует количеству и возрасту
обучающихся; обеспечивает возможность индивидуальной работы, работы в микрогруппах и
коллективной работы.
Оснащение учебного процесса: магнитная доска, интерактивная доска, проектор,
ноутбук, маркеры, раздаточный материал – канцелярские принадлежности для творческих
работ.
Список литературы
1.
Холодова О.А. За три месяца до школы. Сер.: Юным умникам и умницам /
Развитие познавательных способностей/Рабочая тетрадь. РОСТкнига, 2013г.
2.
Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие
для родителей и педагогов. - Ярославль: Гринго, 1996.
3.
Светлова И.Е. Большая книга заданий и упражнений на развитие логики
малыша. - М.: Изд-во Эксмо, 2006.
4.
Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей
дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада /Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Р.И.
Говорова, Л.И. Цеханская; Сост. Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. - М.: Просвещение, 1998.
5. Надежда Жукова, Букварь, ЭКСМОДЕТСТВО, Москва, 2019
12

6. Е.В. Колесникова, Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет, Москва,
«Просвещение», 2023
7. Бурдина С.В. Папка дошкольника «АБВГДЕ – ЙКА» - Игра «Забавы в картинках»
, 2012г.
8. Комплексная программа развития и воспитания дошкольников в Образовательной
системе «Школа 2100» - «Детский сад 2100» (подготовительная группа/предшкольная
подготовка).
9. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольная
подготовка. Начальная школа. Изд. Дом РАО, 2011.
10. К.В. Шевелев, Формирование элементарных математических представлений у
дошкольников, ООО «БИНОМ», Лаборатория знаний», 2018.

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».