ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ШКОЛА ВОЛШЕБНИКОВ» ДЛЯ ВОСПИТАННИКОВ 5-7 ЛЕТ СРОК РЕАЛИАЦИИ 1 ГОД Автор-составитель Пруткова Татьяна Александровна педагог дополнительного образования Екатеринбург Содержание программы I. Целевой раздел Пояснительная записка 1.1.Цели и задачи 1.2. Основные принципы к формированию Программы 1.3. Планируемые результаты освоения Программы II. Содержательный раздел 2.1. Формы, способы, методы образовательной деятельности по освоению дополнительной Программы 2.2. Методические рекомендации по организации творческих заданий для совместной деятельности взрослого и ребенка дошкольного возраста 2.3. Модель совместной деятельности взрослого и дошкольника 2.4. Содержание образовательной деятельности 2.5. Взаимодействие с семьями воспитанников III. Организационный раздел 3.1. Учебный план 3.2. Календарный учебный график 3.3. Материально-техническое обеспечение Программы 3.4. Методическое обеспечение Программы 3 3 5 5 5 6 6 8 9 10 29 29 29 30 30 30 2 I.Целевой раздел Пояснительная записка Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования включает пять образовательных областей, одной из которых является художественноэстетическое развитие, которое «предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового воспитания и понимания детьми произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора, стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)». Основными видами детской деятельности дошкольного периода являются игровая и продуктивная. Продуктивной деятельностью в дошкольном образовании называют деятельность детей под руководством взрослого, в результате которой появляется определенный продукт. Цель: всестороннее развитие творческих способностей детей через продуктивные виды деятельности. Для реализации намеченной цели были определены следующие задачи. Образовательные: -формировать навыки работы с различными материалами; -способствовать овладению разными технологическими приемами. Развивающие: - развивать фантазию, внимание, воображение; -знакомить с сенсорными эталонами; -развивать мелкую моторику рук; -активизировать словарь. Воспитательные: -воспитывать художественный вкус; -воспитывать чувство ответственности, коллективизма; -воспитывать аккуратность, трудолюбие, целеустремленность; -вызывать положительные эмоции. Актуальность разработки и осуществление данной программы определяются необходимостью способствовать развитию и саморазвитию подрастающей личности ребенка. Способность к творчеству — отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавая, преумножать ее дары, не нанося ей вреда. Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве, — залог будущих успехов. Желание творить — внутренняя, естественная потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью и непосредственностью. Взрослые должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Программа включает в себя два понятия, которые непосредственно направлены на развитие воображения и творческих способностей в качестве определяющей цели. Уникальность и значимость изобразительной деятельности в том, что она развивает эмоционально-нравственную и сенсорную культуру ребенка, пробуждает способность видеть, ценить и создавать красоту в жизни и искусстве. Цвет — одно из наиболее ярких выразительных средств в дошкольном возрасте. Используя его, дети могут передать свое отношение, свои чувства к тому, что изображают. Мышление ребенка более образно и конкретно, чем мышление большинства взрослых, поэтому он и использует изобразительную деятельность как способ осмысления действительности и своих взаимоотношений с нею. Творчество — создание новых ценностей, «продолжение и замена детской игры». Для того чтобы ребенок мог творить, сначала нужно его научить, как переносить 3 на бумагу то, что возникло в воображении. Если этого не сделать, замечательные детские фантазии, которые возникли в сознании ребенка, могут превратиться в бессмысленную мазню, которая вызовет у него разочарование и может даже оттолкнуть от занятий. Психологи считают, что эмоциональное и интеллектуальное развитие ребенка тесно связаны с тем, как и что он рисует. Это не совсем верно. Ребенок в силу того, что он не знаком с изобразительной техникой, просто не может выразить то, что он чувствует и понимает. Задача педагога — научить ребенка этому. По аналогии с музыкой, в которой необходимы знания музыкальной грамоты и владение инструментом для того, чтобы выразить определенные эмоции, в изобразительной деятельности также необходимы знания и владение основами техники. Только после овладения ребенком хотя бы элементарными основами изобразительного искусства можно говорить об отражении в работе его эмоционального и интеллектуального уровня и о восприятии цвета. Фантазируя, дети из реального мира попадают в придуманный. Увидеть его могут лишь они. Только в детстве облака, плывущие по небу, превращаются в «белоснежных лошадок», а небо помещается в бутоне цветка. Вспомните, какое значение ребенок придает своим «драгоценностям»: камешкам, гвоздикам, кусочкам кружева, бусинкам, пуговицам. На взгляд взрослого это ненужные вещи и предметы, а для ребенка они ценнее и значимее, чем настоящие дорогие игрушки. Так почему бы эти необычные материалы не включить в детское творчество? Именно то, что ближе и понятнее ребенку, должно помочь ему в изобразительной деятельности. Ведь все, что попадает в руки ребенка, вызывает у него стремление посмотреть, ощупать, изучить. Каждая новая вещь — открытие, каждый новый навык — достижение и предмет гордости. В процессе работы ребенок открывает для себя такие понятия, как «линия», «цвет», «форма», «ритм». Это порой происходит неосознанно, интуитивно, без заучивания законов и правил. Ребенок использует возможности ритма и цвета, не имея предварительных знаний о них, он просто увлекается доступным ему на данный момент материалом. Чтобы ребенок лучше представлял, осознавал, что он делает, и знал, какой затем получит результат, необходимо направлять его практические действия. При этом крайне важно помнить, что направлять ребенка — это не значит ограничивать его строгими рамками, лишать свободы самовыражения, творчества и поисков способов передачи своих ощущений, чувств, переживаний. Любой предмет, даже совершенно неприметный в обычной жизни, в руках ребенка оживает, преображается и несет смысловую нагрузку. Например, веточка кустарника, окрашенная белой краской, в одном случае может стать деревом, а в другом — морским кораллом, а кружево из белоснежного айсберга превращается в крыло бабочки. Детская работа не должна быть только живописной или графической. Она может и должна включать в себя и другие изобразительные материалы. Данная программа — пособие для воспитателей дошкольных учреждений и руководителей кружков, изостудий, на практике осваивающих новые виды работы с детьми дошкольного возраста и стремящихся как можно полнее ознакомить их с прекрасным и удивительным миром искусства, приобщить к художественной деятельности, развить их творческие способности. Представленный материал будет интересен и для начинающего педагога, который на практике сталкивается с различными программами и педагогическими позициями в области изобразительной деятельности. Новые знания помогут выработать свою творческую линию на основе теоретических и практических подходов, которые рассматривает автор. Искусство в дошкольном возрасте рассматривается как средство освоения, открытия мира в многообразных формах его проявления. В период дошкольного детства именно изобразительная деятельность наиболее ярко способствует развитию личности ребенка, активному познанию им окружающего мира, воспитанию умения творчески передавать свои впечатления в художественной форме. В связи с этим перед педагогом сегодня стоит важная задача: заложить основы развития личности, его творческого потенциала, реализоваться которой предстоит в будущем. В этих изменяющихся условиях педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий. Совершенствование творческого процесса и повышение развивающего эффекта в изобразительной деятельности, образовательной работе с детьми не может осуществляться без разработки инновационных технологий. 4 Можно выделить следующие причины появления инноваций в дошкольном образовании: научные разработки; социокультурная среда — потребность дошкольных образовательных учреждений в новых изобразительных системах; творческая вариативность педагогов; заинтересованность родителей в достижении положительной динамики в художественном развитии детей. Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в изобразительной практике, ориентированные на личность ребенка, развитие его способностей. 1.1. Цели и задачи Программы. Цели построения программы. Через развитие максимально возможной индивидуализации изобразительной деятельности дошкольника, используя интегрированное построение творческого процесса, помочь ребенку стать творческой личностью, проявить свои художественные способности в разных видах изобразительной и прикладной деятельности. Задачи: -развитие чувственно-эмоционального отношения к действительности, художественной культуре; -формирование художественно-образного мышления средствами разных видов искусств и их взаимопроникновения на основе принципа ассоциативности; -развитие интеллектуально-творческого потенциала личности дошкольника; -формирование понимания красоты и гармонии цветового богатства действительности; -развитие цветового зрения, художественно-образной памяти, воображения и фантазии, творческой активности, художественных способностей. 1.2. Основные принципы к формированию Программы 1. Принцип поэтапности погружения в программу. Это самый ответственный принцип. Программа составлена с учетом возрастных особенностей ребенка. Если приступать к освоению этапа, минуя предыдущие, то работа может не принести ожидаемого результата. 2. Принцип динамичности. Каждое задание необходимо творчески пережить и прочувствовать, только тогда сохранится логическая цепочка — от самого простого до заключительного, максимально сложного задания. 3. Принцип сравнений подразумевает разнообразие вариантов решения детьми заданной темы, развитие интереса к поисковой работе с материалом с привлечением к данной теме тех или иных ассоциаций, помогает развитию самой способности к ассоциативному, а значит, и к творческому мышлению. 4. Принцип выбора в творческом взаимодействии взрослого и ребенка при решении данной темы без каких-либо определенных и обязательных ограничений. 1.3. Планируемые результаты освоения Программы - виды изобразительного искусства (натюрморт, пейзаж, графика). - теплые и холодные оттенки спектра. - особенности внешнего вида растений, животных, строения зданий. - различать виды изобразительного искусства; - владеть навыками в нетрадиционных техниках изображения (эстамп, батик, кляксография, акварель по-сырому, рисование с использованием трафарета и шаблона, бумагопластика, набрызг, рисование штрихами, «мозаичное» рисование, пластилиновая графика); -смешивать краски для получения новых оттенков. - передавать особенности внешнего вида растений, животных, строения зданий. - сочетать различные виды изобразительной деятельности и изо материалы. - рисовать самостоятельно. - создавать коллективные коллажи в сотрудничестве со сверстниками и педагогом. 5 II. Содержательный раздел 2.1. Формы, способы, методы образовательной деятельности Предварительная Совместная Самостоятельная Совместная Разделы работа деятельность деятельность деятельность с семьей с педагогом детей (закрепление) I. Продуктивная деятельность Эксперим Обучение Самостоятельная Консульта ентирование с Опыты деятельность с ции художеств Дидактические нетрад. Мастеренными игры материалом класс материала Проблемная ситуация. ми. Самостоят ельная передача образов предметов, используя доступные изобразит ельные средства и различные изобразит ельные материалы. Анализ и синтез — умение всматрива ться в очертания линий, форм, мазков, пятен, силуэтов в собственн ых рисунках, находить сходство с предметами и явлениям - Наблюдение Рассматривание Беседа Занимательные показы Индивидуальная работа Обучение Самостоятельная художественная деятельность Консульта ции Открытые занятия Конкурсы Наблюдение Рассматривание Чтение Обучение Индивидуальная работа Обыгрывание работы Самостоятельная художественная деятельность Игра Проблемная ситуация Беседа Рассматри вание 6 Коллективная деятельность Изменение характера образа, добавляя части, изменяя их располож ение Способно сть самостоят ельно выбирать способы изображе ния при создании выразител ьных образов, используядля этого различны е технические навыки и приёмы. - Участие в коллективн ой работе Мастеркласс Выставка работ Наблюдение, чтение, Обучение, индивидуальная работа, обыгрывание . Самостоятельная художественная деятельность Проблемная ситуация Наблюден ие Рассказы Выставки детских работ Создание условий для выбора Обыгрывание. Индивидуальная работа Самостоятельная художественная деятельность Игра Консульта ция - Коллективная работа - - Методы организации образовательного процесса: 1. Подбор тем, запланированных в соответствии с временем года («Осень», «Осенние мотивы» и т.д.), а также с сопутствующими праздниками («Дед Мороз», «Игрушки для ёлки», «Открытка для мамы» и т.д.) 2. Подготовительная работа. -Проведение необходимых бесед, рассматривание картин, иллюстраций или фотографий по теме, чтение или заучивание необходимого художественного материала, наблюдение за живыми объектами, проведение дидактических или подвижных игр и т.д. -Подбор наглядного и раздаточного материала, а также нетрадиционного материала, который очень привлекает детей. Чем многообразней и необычней подбор материалов, тем трудней и одновременно интересней работать с ними. У детей появляется. возможность художественно использовать дополнительные средства. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, дети начинает экспериментировать и творить. 3. Проведение занятий в разной игровой форме (в виде путешествия, шоу- игры, лабиринтов, игры со сказочным героем, перевоплощений детей в героев или во взрослых, поиски кладов, игры в волшебников и т.п.) Каждое занятие проводится эмоционально, дети заворожено следят за всеми процессами и с интересом, а иногда с нетерпением выполняют практические задания руководителя. Попадая в проблемную ситуацию на занятиях по задуманному сценарию, иногда дети предлагают неожиданные способы её выполнения, которые по возможности используются в 7 практической части. Так же используется нестандартное расположение детей в процессе рисования. (Стоя или сидя около мольберта или стола, сидя на полу, лёжа на ковре и т.д.). 4. Использование нестандартных техник рисования с элементами аппликации и лепки. Многие техники интересны и сложны, поэтому подготавливается необходимый материал к работе с учётом возможностей каждого ребёнка, проводятся некоторые занятия, учитывая их сложность по подгруппам или всем коллективом детей, но обязательно с индивидуальным подходом к каждому ребёнку. 5. Музыкальное сопровождение. Оно формирует настроение детей, их заинтересованность к процессу занятия, развивает музыкальные слух и возможности. Оно используется во всех частях занятия в зависимости от построенного сюжета. На занятиях допускается пение хоровое или индивидуальное, подпевание героям. 6. Не исключается оформление рамкой каждой работы, созданной по задумке детей или с помощью руководителя кружка, с использованием нестандартных видов рисования или аппликации. Тем самым развиваются художественно-декоративные способности детей. Для полного завершения оформления работы по всем нормативам прилагается сопроводительная записка с указанием темы занятия и данных о ребёнке и руководителя кружка. Условия выполнения программных задач: а) Индивидуальные возможности детей: -Умение использовать изобразительные материалы; -Быстрое выполнение задания; -Страх плохого результата рисования; -Уровень развития детей; -Создание необходимых условий для экспериментирования с изобразительными материалами и техниками рисования. б)Психологические особенности: -Заинтересованность; -Неуверенность при выполнении задания; -Скованность; -Нетерпение; -Внимательность; -Брезгливость и т. п. в) Сложности некоторых техник нетрадиционного рисования: -Поэтапное объяснение и показ техники педагогом; -В зависимости от сложности техники рисования проводить процесс работы индивидуально, по подгруппам или со всем коллективом детей; -Следить за мерами безопасности детей при работе с необычными изобразительными материалами; -Не ограничивать желания детей дополнять рисунок своими элементами, деталямидекора и т.п.; -Для личной гигиены каждого ребёнка необходимы фартук, салфетки. 2.2. Методические рекомендации по организации творческих заданий для совместной деятельности взрослого и ребенка дошкольного возраста Взрослый, приступая к реализации любой из программ по изобразительной деятельности, прочитав конспект, мысленно задает себе ряд вопросов и не уверен в правильности ответов. Например: «Старший возраст. Тема «Осенние листья». Рисование контура листьев цветными карандашами, с использованием разных приемов штриховки. Материал: цветные карандаши, бумага». Возможные вопросы: «А можно ли заменить простые карандаши на фломастеры? А как лучше рисовать листья — по трафарету или по памяти? А можно ли показать, как надо рисовать листья? А если в задании прописано, что надо рисовать листья березы или клена, можно ли добавить другие листья, например дуба, тополя, вяза? А если ребенок захочет вырезать из бумаги эти листья, давать ли ему ножницы?» Новая 8 модель творческого задания по изобразительной деятельности поможет ответить на все эти вопросы. Для каждой возрастной группы составлен учебно-тематический план на год, который представлен в виде таблицы. Каждое задание подготовлено в форме подробного конспекта, цветной иллюстрации, рекомендаций по цветоведению. 2.3. Модель совместной деятельности взрослого и дошкольника Существенным отличием программы «Цвет творчества» от других программ по изобразительной деятельности для дошкольников является представление новой модели задания, в основе которого — специально разработанные методы: «Творческий замысел», основанный на принципах вариативности, предоставляющих большие возможности для самостоятельного действия и творческого самовыражения; «Ощущение цвета», основанный на развитии природного ассоциативно-образного восприятие цвета. «Творческий замысел» — метод, выходящий за рамки узкой задачи тематического задания; метод целостного художественно-эстетического воспитания личности; метод художественно-творческой работы. Описание деятельности ребенка в разделе «Творческий замысел» начинается со слова «представить...» Это ключевое слово. Ребенок самостоятельно представляет, воображает, фантазирует себе образ, как будет выглядеть изображение, что в нем особенного, необычного. Эта идея, которая придумана ребенком, а взрослый только помогает ее развить. Можно выделить существенные стороны творческого замысла: -наблюдательность, накопление материала, который может быть использован в будущей творческой работе. Эти частичные образы, накапливающиеся пока еще без определенной связи с замыслом, просто как характерные или чем-то примечательные черты окружающей действительности. У ребенка начинает развиваться наблюдательность; -замысел вначале выступает просто как идея будущей работы, как некая задача, которую ребенок поставил перед собой. Эта задача пока еще не получила выражения в определенном образе, для этого необходима дальнейшая деятельность воображения; -поиски решения задачи и нахождения образного выражения идеи делаются в процессе творческой работы. «Ощущение цвета» — важное свойство цвета — это использование его в целях самовыражения. Дети любят знать правила, но они любят и делать глупости. Дети, которым позволяют рисовать самостоятельно, дают самим выбирать цвета, обладают большей уверенностью и способностью к самовыражению. Помните, что выбранный ими цвет может оказаться совсем не тем, какой бы вам хотелось увидеть. Роль взрослого Сам педагог выступает в роли организатора, участника и художника творческого процесса. Роль «организатора», который ставит перед детьми определенные задачи, предлагает определенные способы или средства их разрешения, оценивает правильность действий. Какими бы демократичными ни были здесь формы общения, в этом случае взрослый находится как бы над ребенком. Роль «участника» — партнера, включенного в деятельность с детьми, который изнутри этой деятельности вводит свои предложения и принимает замыслы детей, демонстрирует разнообразные способы действий, решает возникающие в совместной деятельности проблемы вместе с детьми без жестких оценок «правильно — неправильно», «хорошо — плохо» и т. п. Роль «художника», создающего развивающую среду, предметный мир ребенка, когда взрослый непосредственно включен в детскую деятельность, но в то же время предоставляет детям возможность действовать свободно и самостоятельно. Каждая из представленных ролей имеет самостоятельное значение для наиболее эффективного решения задач развития и воспитания ребенка, не вытесняется другими и имеет свое место в педагогическом процессе. Мастерство педагога связано с овладением каждой из указанных ролей. Каждое задание по программе представлено в трех категориях: -простое — для группы детей от 20 до 25 человек; ограниченное количество изобразительного 9 материала (например, только карандаши, или только краски, или только бумага); -с усложнением — для подгруппы детей от 8 до 10 человек; к основному изобразительному материалу добавляется вспомогательный (например, основной материал — карандаши, а дополнением могут служить восковые мелки, акварель); сложное — для индивидуального выполнения от одного до трех детей (например, основной материал — восковые мелки, акварель, а дополнением могут служить тонкая гофрированная бумага, пластилин, блестки) 2.4. Содержание образовательной деятельности Тематический план НАЗВАНИЕ РАБОТЫ Горошинки на зонтике 30 м Осень Осень на опушке 30 м Животные осенью Ёжик 30 м Зайчик 30 м Портрет моего нового друга 30 м Грибы Грибы в лукошке 30 м Золотая осень Цветной мир 30 м Осень в парке 30 м Осенние мотивы 30 м Золотая осень в лесу 30 м Подводный мир 30 м Мои любимые рыбки 30 м Осьминожки 30 м Ваза с фруктами 30 м Яблоки поспели 30 м Одежда осенью Шарфик и варежки для куклы 30 м Свободная тема Рисуем, что хотим 30 м Предметы Часики 30 м Телефон 30 м Первый снегопад 30 м Зима не за горами 30 м Птицы Зимующие птицы 30 м Зимние развлечения Снеговик 30 м Снеговичок 30 м На катке 30 м Морозные узоры 30 м Снегопад 30 м ТЕМЫ ОСЕНЬ Подготовительный этап Морские обитатели Фрукты Явления природы ЗИМА Явления природы 10 ВЕСНА Снежный город 30 м Зимний денек 30 м Снежинки 30 м Природа Зимний лес Елочка зимой Новогодняя елка 30 м 30 м 30 м Птицы Птицы волшебного сада Белая птица Цыпленок 30 м 30 м 30 м Праздники Кораблики в море Праздничный салют Масленица Открытка для папы 30 м 30 м 30 м 30 м Сказка Дедушка мороз 30 м Сказочный домик лисы 30 м Букет для мамочки 30 м Открытка для мамы 30 м Портрет мамы 30 м Портрет любимого папы 30 м Плюшевый медвежонок 30 м Пасхальное яйцо 30 м Пироженки с цветами 30 м Природа весной Все сосульки плакали Весна. Ручейки Мой город 30 м 30 м 30 м Птицы Цыплята на лугу Снегирь 30 м 30 м Прилетели птицы к нам 30 м Космос Ракеты в космосе Звёздное небо 30 м 30 м Сказка Сказочный домик зайки 30 м Насекомые Бабочки 30 м Растения Тюльпаны 30 м Ваза с цветами 30 м Ветка вербы 30 м Корзина с подснежниками 30 м Сирень зацвела Носит одуванчик желтый сарафанчик 30 м 30 м Мамин праздник Подарки 11 Содержание дополнительного образования детей старшего возраста (5-7 лет) № п\п Тема Техника 1 «Горошинк и на зонтике» Пальцеграф ия. 2 «Портрет моего нового друга» Конструиро вание из природного материала. 3 «Осень на опушке» Пальцеграф ия. Развитие сюжета Познакомить с нетрадиционной техникой рисования пальчиками. Формировать представления детей о назначении зонта, закреплять знания о характерных особенностях осенней погоды; учить детей передавать в рисунке впечатления от окружающей жизни; учить детей наносить пальцем ритмичные мазки на поверхности зонта, не выходя за контур; продолжать знакомить с основными цветами (красный, синий, желтый, зеленый); развивать мелкую моторику пальцев рук. Создание зверька из природного материалазасушенных листьев, асеий, семян; развитие чувства цвета и композиций. Стихи, репродукции картин про осень. Скребицкий «Осень». Беседа об осени. Упражнение «Листья». Пальчиковая игра: «Осенние листья» Раз, два, три, четыре, пять. Будем листья собирать. Листья берёзы, Листья рябины, Листья тополя. Листья осины. Листика дуба мы соберём, Маме осенний букет отнесём. Объяснение. Практическая часть. Материалы. Способ выполнения У детей: альбомный лист , гуашь: красная, желтая, зеленая, синяя, карандаш. У преподователя: картонная туча синефиолетового цвета с прикрепленными к ней каплями на нитке, зонтик, мольберт, гуашь и бумага для показа детям способов изображения. -Твердая основа; -Природный материал; -Пластилин. -Лист цветной бумаги; -Гуашь; -Карандаш; -Влажн. Салфетки. Пальчиками набирать спец. краску (жёлтую, красную, зелёную, синюю) и рисовать листву, облака, солнце, траву. 12 4 «Цветной мир» Мыльные пузыри. 5 «Ёжик» Тычок жёсткой сухой кистью. 6 «Осень в парке» Мокрая живопись. Улучшает творческую фантазию. Цветные лопающиеся шары и обилие пены вызывают у детей неописуемый восторг. Знакомство с техникой. П\Игра «Ёжик». Рассказ преподавателя о жизни ежей зимой . Пальчиковая игра: «Ёжик-колючий» В густом лесу под ёлкой, Осыпанный листвой, Лежит клубок с иголками, Колючий и живой. Он ножками потопает, Найдет в лесу грибок. Найдёт орешки, шишкиВсё спрячет под пенёк. Объяснение. Практическая часть. Во время практической работы можно включить музыкальное произведение П. Чайковского «Осень» (из цикла «Времена года»). -Лист А4; -Гуашь; -Трубочки для коктейля; -Стаканчик. -Лист А4; -Гуашь; -Карандаш; Жёсткой кистью сделать иголочки, травку, облака. -Лист А4; -Акварель; -Кисть; -Вода(непроливайки). 13 7 «Грибы в лукошке» Оттиск печатками, пальцеграф ия. Игровая ситуация: «В лес по грибы», Беседа о грибах: «Какие бывают грибы» Пальчиковая игра: «По грибы» Раз, два, три, четыре, пять, в лес идём мы погулять. Соберём грибы в лукошко, Да потом ещё немножко: Подосиновик, маслёнок, Рыжик, Боровик, Опёнок. Подберёзовик и Мухомор... Ой, мухомор в лесу оставимБабку Ёжку угощаем. Объяснение. Практическая часть. -Лист А4; -Карандаш; -Муляжи грибов; -Кукла; -Белка; -Корзинка; -Печатки с деталями грибов; -Гуашь в тарелочке; -Влажн. салфетки. Пальчиками украшаем корзинку-туесок. 8 «Подводны й мир» Рисование воздушнопупырчатой пленкой, оттиск печатками. Расширить знания детей в вопросах использования нетрадиционных техник в изобразительной деятельности. -Лист А4; -Гуашь; -Воздушно-пупырчатая пленка; -Вода(непроливайки). 9 «Осьмино жки» Ладоневая живопись, пальцеграф ия. -Закреплять навыки детей по нетрадиционной технике рисования отпечаток ладошкой , рисование пальчиками ,развивать чувство композиции. -.Воспитывать эстетическинравственное отношение к морским животным через изображение их образов в нетрадиционных техниках. -Развивать графические навыки, моторику рук. Банки с водой; -Листы с морским фоном; -Гуашь в тарелочке ( зеленая , желтая, оранжевая); - Гуашь в палитре (розовая, белая, черная); -Салфетки. 10 «Ваза с фруктами» Коллаж из рваной бумаги. Учить детей из кусочков бумаги создавать определенную композицию, закреплять умение работы с клеем, воспитывать аккуратность. -Цветная бумага; -1/2 листа; -Карандаш; -Клей-карандаш. 14 11 «Осенние мотивы» Выдувание. Развитие дыхания. Репродукции. Игр. Ситуация: «Прогулка по осеннему лесу» Пальчиковая игра: «Осень» Ветер по лесу летал, Ветер листики считал: Вот дубовый, Вот кленовый, Вот рябиновый резной, Вот с берёзки-золотой, Вот последний лист с осинки Ветер бросил на тропинку. Объяснение Практическая часть. -Альбомный лист; -Гуашь; -Кисти; -Влажные салфетки; -Трубочки. 12 «Золотая осень в лесу» Аппликация из природного материала. Выполнять рисунок деталями из природного материала, развивать фантазию, воображение. -Лист А4; -Природный материал; -Клей ПВА 13 «Мои любимые рыбки» Восковые мелки, акварель. Проступаю щий рисунок. -Альбомный лист; -Восковые мелки; -Акварель. Рисование рыбок и изображение воды красками. Рыбки в аквариуме. 14 «Яблоки поспели» Пластилино графия. Аквариум. Рассматривание тела рыбки. Игра «Рыбки в аквариуме» Пальчиковая игра «Рыбка» Рыбка плавает в водице, Рыбке весело играть. Рыбка, рыбка -озорница, Мы хотим тебя поймать. Рыбка спинку изогнула, Крошку хлебную взяла. Рыбка хвостиком махнула. Рыбка быстро уплыла. Объяснение. Практическая часть. Конспект занятия по лепке «Яблоки». Закрепить у детей навык скатывания шариков из пластилина. Научить вдавливать детали в пластилин; - прижимать пластилиновые детали; формировать интерес к работе с пластилином; - развивать мелкую моторику. -1/2 Лист; -Пластилин 15 15 «Шарфик и варежки для куклы» Оттиск, трафарет. Игровая ситуация: «Кукла пошла гулять» Кукла с комплектом одежды. Беседа«Одежда зимой» Пальчиковая игра: «Помощники» Дружно помогаем маме, Мы бельё полощем сами. Раз, два, три,четыре, Потянулись, Наклонились. Хорошо мы потрудились. Объяснение. Практическая деятельность. -Прямоугольная полоска бумаги в форме шарфа; -Контур варежек из бумаги; -Трафареты с орнаментом и оттиски. 16 «Телефон» Конструиро вание из бумаги. Приобщать к искусству конструирования из бумаги, формировать интерес к этому виду деятельности. -Плотная бумага (любого цвета); -Клей-карандаш. 17 «Рисуем, что хотим» Выбор техники. Все имеющиеся в наличии. 18 «Часики» Поделка из пуговиц. Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Развивать стремление к поисковопознавательной деятельности, мышление, творческие способности, коммуникативные навыки. 19 «Первый снегопад» Тычкование. Песни о зиме. П/И «Сугроб» Пальчиковая игра «Пирог» Падал снег на порог, Кот слепил себе пирог. А пока лепил и пёк, Ручейком пирог утёк. Пирожки себе пеки Не из снега — из муки . Объяснение. Практическая часть. Сочетание изобразительных материалов: гуашь, кисть, тычок. -Пуговицы; -Лист картона ½; -Клей-карандаш. 16 20 «Зима не за горами» Аппликация из ткани. Закрепить усвоенные ранее знания о правилах наклеивания. Развивать фантазию, воображение. -Кусочки ткани; -Лист А4; -Карандаш; -Клей-карандаш. 21 «Зимующи е птицы» Ладоневая живопись. Пальчиковая игра «Любопытная ворона», стихи о птицах. Наблюдения за птицами. Пальчиковая игра «Сколько птиц к кормушке нашей» Сколько птиц к кормушке нашей прилетело?Мы расскажем: Две синицы, воробей, Шесть щеглов и голубей, Дятел в пёстрых пёрышках. Всем хватило зёрнышек. Объяснение. Практическая деятельность. -Тарелочка; -Тонированная бумага; -Гуашь; -Влажные салфетки; -Фломастеры. 22 « Зайчик» Конструкци я из спичечного коробка. Занятия конструированием стимулируют любознательность, развитие образного и пространственного мышления. -Спичечный коробок; -Клей-карандаш; -Детали. 23 «Зимний лес» Печать по трафарету, пальцеграф ия. Игровая ситуация: «Прогулка в зимний лес» Песенка «Зима» Физкультминутка: «В гостях у Зимушкизимы» «А сегодня у зимы новоселье, Мы с тобой приглашены на веселье. Дом построен из сугроба. А какой вышины? Вот такой вышины. Белый коврик у порога. А какой ширины? Вот такой ширины. -Трафареты; -Гуашь в тарелочке; -Тонированная бумага; -Поролоновые тампоны. 17 24 «Снеговик» Аппликация из ватных дисков. 25 «Снегович ок» Комкание бумаги. 26 «Дедушка мороз» Аппликация из разных материалов. Погляди на потолки ледяные, Высоки-превысоки, кружевные! Мы по лестнице шагаем. Выше ноги, топ - топ. Двери комнат отворяем, Справа - хлоп, слева - хлоп. Здравствуй, зима! Объяснение. Практическая деятельность. Знакомить детей с различными способами художественного образа, учить выкладывать и составлять на листе бумаги изображения предмета из нескольких готовых форм. Игрушка Снеговик, Песня и танец «Снеговик» Беседа «Зимние развлечения» Упражнение «Снеговик» Давай, дружок, смелей, дружок. Кати по снегу свой снежок. Он превратится в толстый ком, И станет ком снеговиком. Его улыбка так светла! Два глаза, шляпа, нос метла. Но солнце припечётслегкаУвы — и нет снеговика. Объяснение. Практическая деятельность. Закреплять умение изготавливать аппликацию из нетрадиционных материалов. Закреплять знания о празднике Новый год, о Деде Морозе. Музыка: П. И. Чайковский «Времена года. Декабрь. Святки» -Лист А4; -Салфетки(цветные); -Клей-карандаш. -Лист тонированной бумаги; -Салфетка целая и половина; -Клей на блюдечке; -Влажные салфетки; -Кисть; -Краски. -Картон; -Клей-карандаш; -Ватные диски; -Цветная бумага; -Салфетка. 18 27 «Ёлочка зимой» Тонировка. -Присыпание крупой промазанных клеем участков рисунка. -Закреплять умение аккуратно пользоваться клеем – промазывать участки рисунка, не выходя за контур. -Развивать мелкую моторику рук (присыпать небольшими щепотками крупой те участки рисунка, что промазаны клеем). -Побуждать детей к творческой активности, помочь в овладении -Крупа; -Лист серого, синего или голубого цвета. Формат А4; - Клей ПВА; -Ножницы; -Карандаш; -Влажные салфетки; -Кисточка клеевая. 28 «Снежный город» Аппликация из полосок бумаги Продолжать учить детей передавать в аппликации образ городской улицы. -Цветной лист ½; -Клей-карандаш; -Цветная бумага; -Ножницы. «Морозны е узоры» Тонировка. Загадки о зиме. Стих.-е: Мороз-волшебник, это видно сразу: Я свой альбом ещё не открывал, а он уже без кисточек и красок все окна за ночь нам разрисовал. (Д. Чуйко) Игра: Есть одна игра для вас: Я начну стихи сейчас. Я начну, а вы кончайте! Хором, дружно отвечайте! Белые шапки наделидома, Двор запушила нам снегом (зима) Красит красным цветом нос Всем ребятам (Дед Мороз) Он летает белой ватой и сверкает на лету. Он звездой прохладнойтает На ладони и во рту. (Снег) Есть отличная примета:Выпал снег встречайте (зиму, а не лето. Это загадка на внимательность. Объяснение. Практич. деятельность. -Лист бумаги, стилизованный под окно; -Манка; -Клей- карандаш. 19 30 «Сказочны й домик лисы» Коллаж из рваной бумаги. 31 «На катке» Монотипия. 32 Новогодня я елка Поделка из полосок цветной бумаги. 33 «Снегирь» Ладоневая живопись, пальцеграф ия, точнография Учить детей из кусочков бумаги создавать определенную композицию, закреплятьумение работы с клеем, воспитывать аккуратность. Игровая ситуация: зимние развлечения Пальчиковая игра: Раз, два, три, четыре, пять, Мы во двор пошли гулять. Бабу снежную лепили, Птичек крошками кормили, С горки мы ещё катались, А ещё в снегу валялись. Все в снегу домой пришли. Съели суп и спать легли. Объяснение. Практическая деятельность. -1/2 листа; -Цветная бумага; -Клей; -Влажные салфетки. Поделки с аппликациямисвязаны с познавательной деятельностью и оказывают огромноевлияние на развитие умственных и творческих способностей детей. Воспитывать заботливоеи бережное отношение кптицам; умение аккуратно рисовать птичку. Объяснение. Практическая деятельность. Запись музыки Л. Банниковой «Птички». -Лист ½ цветного картона; -Карандаш; -Клей-карандаш; -Полоски цветной бумаги; -Готовый декор. -1/2 листа; -Акварель; -Салфетка. -Лист А4; -Гуашь; -Тарелочка; -Кисть; -Ватные палочки; -Влажные салфетки. 20 34 «Птицы волшебног о сада» Отпечатки листьев, аппликация, пальцеграф ия. Формировать умение строить композицию рисунка, передавать движение птиц. -Лист ½; -Гуашь; -Тарелочка; -Клей; -Детали хвоста 35 « Зимний денек» Рисование вилкой. -Лист А4; -Вилка пластмассовая; -Тарелочка; -Гуашь; -Влажн.салфетки. 36 «Маслениц а» Аппликация . 37 «Белая птица» Мозаика яичной скорлупой. Познакомить с новымспособом рисования. Развитие творческих способностей детей. Закреплять знания основных цветов. Воспитывать аккуратность при работес гуашью. Учить детей составлятьузор на предметах круглой формы. Развивать композиционные умения: наклеивать всередине и по краям. Беседа: белая птица зимы. Игровая ситуация:скоро зима улетит «Здравствуй, в белом сарафане Из серебряной парчи! На тебе горят алмазы, Словно яркие лучи. Здравствуй, русская молодка, Раскрасавица душа, Белоснежная лебёдка, Здравствуй, матушка зима. Объяснение. Практическая деятельность. 38 «Кораблик и в море» Превращени е формы. Игровая ситуация: «Весёлые превращения. Игры в превращения. Стих. А. Барто «Матросская шапка» -Тонированный голубой лист А4; -Маркер или фломастер; -Гуашь. Обведение стопы и превращение её в кораблик. -Одноразовые тарелки; -Клей; -Гуашь; -Цветная бумага; -Влажн. салфетки. -1\4 листа цветной плотной бумаги; -Пластилин; -Яичная скорлупа; -Влажные салфетки; -Тёмные бусины или горошины для глаз. 21 39 «Снежинк и» Оттиск печатками, точнография 40 «Празднич ный салют» Выдувание, коллаж. 41 «Открытка для папы» Аппликация из салфеток. Объяснение. Практическая работа. Организовать наблюдение для уточнения представления природы; Организовать деятельность детей в рисовании красками припомощи штампа. Беседа о празднике пап. Игровая ситуация: подарок папе. Предложить сделать подарки папам яркие икрасивые. Упражнение:Вокруг всё было тихо И вдруг — салют! Салют! Ракеты в небе вспыхнули и там и тут!Над площадью, над крышами, Над праздничной Москвой Взвивается всё выше огней фонтан живой. На улицу, на улицу Всерадостно бегут, Кричат: «Ура!», любуются На праздничный салют!(О. Высоцкая) Объяснение. Практическая деятельность. Продолжать вызыватьинтерес к искусству аппликации. Познакомить детей спонятием открытка.Сделать с детьми открытку для мам к 8марта. -Контур снежинки из бумаги; -Печатки с узорами; -Гуашь в тарелочке; -Влажн. салфетки. -Лист бумаги синего цвета; -Акварель; -Трубочки; -Клей; -Паетки; -Влажные салфетки. -Цветной картон А4 вдвое сложенный; -Карандаш; -Разноцветные салфетки; -Клей ПВА; -Влажн.салфетки. 22 42 «Цыпленок» Аппликация с использованием круп. Обобщать сенсорный опыт детей, продолжатьзнакомить их с новым материалом (пшеном). Аудиозаписи: «Голос курицы», «Голос Цыплят», «Звуки деревни», Минусовка «Вышла курочка гулять» -Лист 1/2; -Пшено; -Клей; -Тарелочки для крупы; -Влажн. салфетки. 43 «Портрет любимого папы» Ниткографи я. Знакомство с нетрадиционной техникой рисования«ниткографией». Продолжать учить планировать последовательнос тьсвоей работы -Лист А4; -Нитки разных цветов; -Клей; -Влажн.салфетки; -Готовые детали. 44 «Букет для мамочки» Печать по трафарету, пальцеграф ия, ладоневая живопись. Эмоциональны йвсплеск. Рассматривание цветов. Стихотворение «Подснежник» (Вот подснежник) Разучиван ие стихотворения «Мамин день» (Всё хожу, всё думаю...) Предложение сделать подарок маме. Объяснения. Практическая деятельность. -Лист А3 (с приклеенными вазами), сложенный вдвое, тонированный; -Гуашь в блюдечках; -Гуашь; -Влажные салфетки; -Кисть; -Тампоны из поролона; -Трафареты цветов. 45 «Открытка для мамы» Аппликация из салфеток. Продолжать вызыватьинтерес к искусству аппликации. Сделать сдетьми открытку для мам к 8 марта. -Цветной картон А4 вдвое сложенный с контуром изображения; -Разноцветные салфетки; -Клей ПВА; -Влажн.салфетки. 23 46 «Портрет мамы» Рисование, аппликация, коллаж. Эмоциональный всплеск. Стихи о маме. Игра: «У моей мамы глаза (голубые), У моей мамы волосы (светлые), У моей мамы губы(розовые), У моей мамы носик У моей мамы платье Предложить нарисоватьмамин портрет. Объяснение. Практич .деятельность. -Лист А4; -Гуашь и разные мелочи для украшения (ниткиволосы, бантики, бусины, мелкие наклейки); -Клей; -Карандаш; -Влажные салфетки. 47 «Все сосульки плакали» Точнографи я, пластилиног рафия. -Воспитывать эмоциональное восприятие природныхявлений, вызывая интерес к рисованию капели. Развивать навыки работы кистью и ватнойпалочкой методом тычка. -Учить ритмично, наносить мазки пластилином, располагая их на листе бумаги в соответствии с направлением сосулек -Закрепить умения в рисовании солнышка -Лист А4; -Карандаш; -Пластилин; -Стаканчик с водой ; -Ватные палочки; -Гуашевые краски голубого цвета и желтого; -Салфетка. 48 «Весна. Ручейки» Монотипия. Разговор о весне. Упражнение «Веснянка»Солнышко, солнышко, Золотое донышко. Гори, гори ясно, Чтобы непогасло. Побежал в саду ручей, прилетели сто грачей, а сугробы тают, тают, а цветочки подрастают. Объяснение. Практическая деятельность. -Лист А4; -Акварель; -Кисть; -Кисть. 24 49 «Тюльпан ы» Рисование вилкой. 50 «Мой город» Рисование по мокрому, восковые мелки. 51 «Сказочны й домик зайки» (лубяной) Макетирова ние. 52 «Ваза с цветами» 53 «Плюшевый медвежоно к» Совершенствовать умение рисовать красками, проводитьпрямые линии и наклонные линии. Познакомить с новымспособом рисования. Развитие творческих способностей детей. Закреплять знания основных цветов. Закреплять знанияданных техник рисования. Воспитывать аккуратность, последовательность действий. Проявление фантазии. В образовательном пространстве макеты способствуют развитию творческого познавательного мышления, поисковой деятельности и бескорыстной познавательной активности каждого ребенка. -Лист А4; -Гуашь; -Кисть; -Баночка с водой; -Вилка пластмассовая; -Кисть; -Тарелочка. Тычек жесткой китью, восковые мелки. Закреплять знания вданных техниках. -Цветной лист ½; -Восковые мелки; -Кисть; -Гуашь. Рисование поролоном. Помочь детям освоить новый способрисование поролоновой губкой, побуждать детейпередавать образ знакомой игрушки; Закреплять умение изображать форму частей, их относительную величину, расположение,цвет. -Альбомный лист; -Простой карандаш; -2 кусочка поролоновой губки; -Тонкая кисть; -Салфетка; -Лист А4; -Аварель; -Кисть; Стаканчик(непроливайка ); -Восковые мелки. -Ножницы; -Картон; -Цветная бумага; -Клей-карандаш; -Влажные салфетки; -Украшения. 25 54 «Ветка вербы» Аппликация . 55 «Бабочки» Монотипия, ладоневая живопись, превращени е формы. 56 «Ракеты в космосе» Пластилино графия. 57 «Звёздное небо» Восковые мелки + акварель — проступающ ий рисунок. Закрепить знания детей о времени года, уметь выделять особенности внешнего вида кустарника, воспитывать любовь к природе. Сказочно-игровая ситуация: летающиецветы. Пальчиковаяигра: Бабочки» Расцвели цветочки На лесной полянке. Соберу в букетик, подарю их маме. Наклонилась за цветком... Ой! Какое чудо! Ожил яркий мой цветок, улетел на небо. Объяснение. Практическая часть. Рассказ о космосе, рассматривание глобусаили иллюстраций о космосе. «Летит, летит ракета, вокруг земного цвета. А в ней сидит Гагарин - простой российскийпарень. Объяснение. Практич. деятельность. Продолжение темы космоса. С/И «Мы космонавты». Рассматривание картинок звёздного неба, глобуса, неба. С/Р игра: «Космическое путешествие» Объяснение. Практическая деятельность. -Лист1/2; -Вата, -Клей ПВА; -Гуашь; -Кисть; -Цветная бумага. -½ листа. Обведение — Ладошка с сомкнутыми пальцамибольшое крыло, кулачокмаленькое. На одной стороне обрисовать ладошку и кулачок, заполнить их пятнами краски. Затем сложить лист пополам. Прогладить и открыть. Можно вырезать и наклеить на импровизированную полянку. -Чёрная плотная бумага ½ альбомного листа; -Пластилин; -Влажные салфетки. -½ листа А4; -Восковые мелки; -Чёрная акварель; Восковыми мелками разных цветов рисуем звёзды. Затем покрываем лист синей или чёрной акварелью. 26 58 «Прилетел и птицы к нам» Трафарет. Эмоциональный всплеск. (весна пришла). Беседа о перелётных птицах. Пальчиковая игра: Весна пришла, теплопринесла. Грачи прилетели надеревья сели. Скворушки-птички нашли свои домишки. Ласточки летают, мошекдогоняют. Объяснение. Практическая деятельность. -Лист тонированной бумаги (голубая); -Акварель; -Поролоновый тампон. На тонированном листе, через трафарет рисуем контуры птиц. Дорисовываем детали карандашами. 59 «Корзина с подснежни ками» Обрывная аппликация. Закреплять умениеработы с клеем, воспитывать аккуратность. -1/2 листа; -Цветная бумага; -Клей; -Карандаш; -Влажные салфетки. 60 «Пасхальн ое яйцо» Оттиск, точнография . Расширить знания детейв вопросах использования нетрадиционных техникв изобразительной деятельности. -Картон в виде яйца; -Гуашь; -Ватные палочки; -Штамп. 61 «Цыплята на лугу» Комкание бумаги. Пальчиковая игра: «Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать. А за ней ребятки, жёлтые цыплятки. Ко-ко-ко-ко-ко-кокоНе ходите далеко. Лапками гребите. Зёрнышки гребите. Съели толстого жука, Дождевого червяка. Выпили водицы полноекорытце. Объяснение. Практическая деятельность. -1\4 листа тонированной бумаги; -Жёлтые салфетки; -Клей; -Фломастеры. 27 62 «Пирожен ки с цветами» Солёное тесто. 63 «Носит одуванчик жёлтый сарафанчик» 64 «Сирень зацвела» Точнография. 65 Повторе ние По выбору детей Тычкование жёсткой полусухой кистью. Стихотворение: «Гости» Игровая ситуация: У куклы день рождения. У куклы будут гости. Готовим угощения:Торты и пирожные. Сами тесто заведём, Вылепим сами. Их цветочками украсим и раскрасим. Объяснения. Практическая деятельность. Продолжать знакомить детей с техникой рисования методом тычка жёсткой полусухой кистью, закреплять названия основных цветов, развивать эстетические представления. Стихи о весне. «В нашемсаду поселилась весна. Вишню раскрасила цветом она. Розовым, белым. Слегкаголубым... Кажется, вишня сейчас полетит. С ветром весеннимвзмахнут лепестки и разлетятся как мотыльки. Рассматривание иллюстраций. Объяснения. Практич. деятельность. «Я умею» Игровая ситуация:сделаем подарки выпускникам. -Солёное тесто. Выбор способа изготовления. Раскрашивание. -Картинки с изображением одуванчика; -Жёлтая гуашь; -Тонированная зелёным цветом бумага; -Жёсткие кисти. -½ листа цветной бумаги; -Гуашь; -Ватные палочки. На листочке красками рисуют солнце, облака, стволики кустарников. Ватными тампонами рисуют цветы вишни. -Лист тонированной бумаги; -Различные изобразительные материалы, соответствующие различным техникам. 28 66 Закрепл ение Смешение техник «Скоро лето» (коллективная) Игровая ситуация: «колдунье не колдуется» -Лист тонированной бумагиразмером с лист ватмана; Различные изобразительные материалы. 2.5. Взаимодействие с семьями воспитанников Цель взаимодействия с семьей - создание в группе условий для взаимоотношений сотрудничества с семьями воспитанников. Задачи работы с родителями: - повышение компетентности родителей в областихудожественно-эстетического развития; - вовлечение родителей в образовательный процесс; - создание доверительного отношения с родителями.Основные формы взаимодействия с семьей Знакомство с условиями семейного воспитания через беседы, посещения (по мере необходимости), анкетирование семей. Информирование родителей о работе кружка: приглашение на индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на мастер-классы. На примере лучших образцов семейного воспитания показывать родителям актуальность развития интереса к эстетической стороне окружающей действительности, раннего развития творческих способностей детей. Знакомить с возможностями детского сада в художественном воспитании детей. Поддерживать стремление родителей развивать художественную деятельность детей в детском саду и дома; организовывать выставки семейного художественного творчества, выделяя творческие достижения взрослых и детей. Привлекать родителей к активным формам совместной с детьми деятельности, способствующими возникновению творческого вдохновения: занятиям в художественном кружке, семейным творческим проектам. III. Организационный раздел 3.1. Учебный план Качество образования определяется не только количеством и качеством знаний, но и качеством личностного, мировоззренческого, гражданского развития подрастающего поколения. Современное дошкольное образование ориентировано на ценности развития личности ребенка. Целостное развитие ребенка является основным смыслом всего дошкольного образования, «которое сверху донизу» (во всех направлениях) должно быть пронизано заботой о физическом здоровье ребенка и его психологическом благополучии. И направленно на своевременное обеспечение каждому ребенку, в соответствии с его возрастом, адекватных условий для развития, формирования полноценной личности, получения должного образования. План дополнительной образовательной деятельности разработан, основываясь на: - Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ. - СанПиН СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28). - Дополнительную общеобразовательную программу – дополнительную общеразвивающую программу «Школа волшебников». 29 Детский сад реализует дополнительную общеобразовательную программу – дополнительную общеразвивающую программу «Школа волшебников». Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программу «Школа волшебников» определяет содержание и организацию дополнительной образовательной деятельности и обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности. Общий объем обязательной части дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы ««Школа волшебников», рассчитывается в соответствии с возрастом воспитанников, основными направлениями их развития, спецификой дошкольного образования и включает в непосредственно образовательную деятельность время, отведенное на: • совместную партнерскую деятельность взрослого и ребенка; • самостоятельную деятельность детей. Во время учебного года вся непосредственная образовательная деятельность по дополнительному образованию проводятся во второй половине дня. Учебный год составляет 40 недель, начинается 4 сентября и заканчивается 31 мая. Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей от 5 до 7-ти лет - не более 30 минут. В середине непосредственно образовательной деятельности статического характера проводятся физкультурные минутки. Занятия с детьми проводятся два раза в неделю. Занятия проводятся подгруппами по 1523 детей. Продолжительность занятия Количество часов в неделю 60 м Количество часов в год 1 час 4 часа 3.2. Календарный учебный график Содержание Количество возрастных групп Начало учебного года Окончание учебного года График каникул: Зимние Летний период Продолжительность учебного года всего, в том числе: 1-е полугодие 2-е полугодие Всего НОД в неделю Объем НОД в год Сроки проведения мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения дополнительной общеобразовательной программы: водная диагностика/ итоговая диагностика Старший дошкольный возраст (5-7 лет) 1 04.09.2023 31.05.2024 с 01.01.2024 по 08.01.2024 с 01.06.2024 по 31.08.2024 40 недель 16 недель 24 недель 2 не более 30 мин. во второй половине дня 40 час. 04.09.2023-17.09.2023 13.05.2024-25.05.2024 30 - Педагогическая диагностика проводится в конце года Выявить: умение выбирать тему и технику; умение создавать несложную композицию; умение подбирать нужные материалы, в зависимости от выбранной техники и темы; умение пользоваться разными изобразительными материалами; умение доводить начатое до конца; 3 балла — выполнил всё сам 2 балла — с небольшой помощью взрослого 1 балл — под руководством взрослого (с его помощью) 0 баллов — отказался от выполнения 3.2. Материально-техническое обеспечение Программы Список средств обучения: Учебно-наглядные пособия, специальная литература, образцы, схемы - алгоритмы. Раздаточный материал: -Краски: акварель, пальчиковые краски, гуашь. -Кисти: мягкие: №1,2,3,5 плоские, круглые, жесткие кисти. - Пластилин детский цветной -Тычки: ватные палочки -Зубные щётки -Тарелочки для краски -Печатки: из картофеля, узелки из ткани, кожура фруктов, мятая бумага, шишки, пальчики, ладошки, поролон, пробка и пр. -Мелки: свечи восковые -Нитки: любые: шерстяные, синтетические -Бумага: разного размера разной толщины, фактуры - Альбом, простой карандаш, ластик, цветные карандаши, фломастеры - Картон (белый, цветной) - Клей (клей-карандаш, клей-ПВА) - Стаканчик-непроливайка для рисования -Природный материал: крупы, макароны, зёрна, бобы, шишки -Салфетки: для рисования, для оттисков, для гигиенических целей -Трафареты: внутренние и наружные 3.4. Методическое обеспечение Программы 1. Белая А.Е. Пальчиковые игры. М.2000. 2. Дубровская Н.В. Парциальная программа художественно-эстетического развития дошкольников «Цвет творчества»-С.П.,2019. 3. Гуреева И.В. Игра на занятиях по изобразительной деятельности. В.2009. 4. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. М.2007. 5. Казакова Р.Г. Рисованиес детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники.М.,2004. 6. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. М.1985. 8. Никитина А.В. Рисование верёвочкой Санкт П. 2010. 31