Дополнительная образовательная программа Вокальная студия ДО РЕ МИ

3

Содержание:
1.Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
1.2.Цели и задачи реализации программы
1.3.Основные принципы обучения пению
1.4.Направления образовательной работы
1.5. Целевые ориентиры освоения программы
2.Содержательный раздел
2.1.Характеристика возрастных и индивидуальных способностей детей от 5 до 7 лет
2.2.Приемы обучения пению
2.3.Формы и методы реализации основных задач программы
2.4.Направления работы по совершенствованию голосового аппарата
2.5.Календарно-тематический
план образовательной деятельности вокальной студии
3. Организационный раздел
3.1.Учебный план
3.2.Педагогическая диагностика достижения детьми планируемых результатов освоения
Программы
4. Взаимодействие с родителями
5. Методическое обеспечение программы

2

1. Целевой раздел
Пояснительная записка
Образовательная деятельность в МБДОУ строится с учетом развития личности, мотивации
и способностей детей в различных видах деятельности, обеспечивает разностороннее
развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, которые так же
реализуются через систему дополнительного образования детей.
Современная образовательная среда - это условия, в которых каждый ребенок
развивается соразмерно своим способностям, интересам и потребностям. В России
уделяется огромное внимание развитию эстетического образования детей. Человек
наделен от природы особым даром-голосом. Именно голос помогает человеку общаться с
окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни. Певческий
голосовой аппарат - необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное
богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек
начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С
раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают
тягу к творчеству. Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал
ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству,
которое способствует развитию творческой фантазии. Каждый ребенок находит
возможность для творческого самовыражения личности через сольное и ансамблевое
пение, пение народных и современных песен с музыкальным сопровождением и без него.
Актуальность программы
Программа деятельности вокальной студии разработана для детей 5-7 лет, которые
сами хотят научиться красиво и грамотно петь. При этом в коллективе собраны дети не
только разного возраста, но они еще имеют и разные стартовые способности.
Новизна программы в первую очередь в том, что в ней представлена структура
индивидуального педагогического воздействия на формирование певческих навыков
обучающихся. Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности,
обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного
развития. Пение принадлежит к такому виду музыкального искусства, которое можно
назвать самым массовым и доступным. Его воспитательное воздействие очень велико
благодаря единству музыки и слова в песне и в силу самой природы естественного
певческого звучания, вызывающего сильнейшие эмоции. В пении на любой ступени
обучения детей учат правильному звукообразованию, ясному произношению, чистому,
стройному пению и слитному звучанию (ансамблю, хору); формируют певческое
дыхание. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия
зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через
игру, фантазирование. Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и
тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и
навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться голосом
передавать внутреннее эмоциональное состояние, разработана данная программа. Для
детей всех возрастов занятия в вокальной студии - это источник раскрепощения,
оптимистического настроения, уверенности в своих силах, соматической стабилизации и
гармонизации личности.
Программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и
совершенствование
специальных
вокальных
навыков:
певческой
установки,
звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля, координации
деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса

3

(звонкостью, полетностью и т.п.), навыков слухового контроля и самоконтроля за
качеством своего вокального звучания. Программа образовательной деятельности
вокальной студии «ДО-РЕ-МИ» разработана на основе парциальной программы
дополнительного образования по вокалу «ДО-МИ-СОЛЬ-КА», составителем которой
является музыкальный руководитель МБДОУ ДСКВ № 76 Вороженко И.А.
1.2 Цели и задачи
Цель: формирование эстетической культуры дошкольника, развитие певческих навыков
детей.
Задачи:
1. Развивать музыкальные способности детей и эмоциональную отзывчивость
дошкольников.
2. Воспитывать у детей чуткость, восприимчивость к музыке, любовь к русским народным
песням и интерес к песням современных авторов.
3. Совершенствовать певческий голос и вокально-слуховую координацию, качество
звучания голоса (тембра, звукового и динамического диапазона, чистоты интонирования,
четкости дикции, подвижности голоса).
4. Расширять певческий диапазон.
5. Формировать навыки выразительного исполнения вокальных произведений, активного
выражения своих чувств и настроений в пении, сопереживания.
6. Способствовать пробуждению творческой активности детей.
7. Привлекать родителей к совместному участию и поддержке вокального исполнительства
дошкольников.
1.3 Основные принципы обучения детей пению.
Программа соответствует следующим принципам:
Принцип воспитывающего обучения: музыкальный руководитель в процессе обучения
детей пению одновременно воспитывает у них любовь к прекрасному в жизни и
искусстве, вызывает отрицательное отношение к дурному, обогащает духовный мир
ребенка. У детей развивается внимание, воображение, мышление и речь.
Принцип доступности: содержание и объем знаний о музыке, объем вокальных навыков;
приемы обучения и усвоение их детьми соответствуют возрасту и уровню музыкального
развития детей каждой возрастной группы.
Принцип постепенности, последовательности и систематичности: в начале года даются
более легкие задания, чем в конце года; дети постепенно переходят от усвоенного,
знакомого к новому, незнакомому.
Принцип наглядности: в процессе обучения пению главную роль играет так называемая
звуковая наглядность, конкретное слуховое восприятие различных звуковых
соотношений. Другие органы чувств: зрение, мышечное чувство дополняют и усиливают
слуховое восприятие. Основной прием наглядности – это образец исполнения песни
педагогом.
Принцип сознательности: сознательно тесно связана с умственной, волевой активностью
детей, с их заинтересованностью песенным репертуаром. Немаловажное значение для
умственной активности детей имеет речь взрослого, наличие разнообразных интонаций в
его голосе, выразительная мимика, яркое и художественное исполнение песни.
Принцип прочности: выученные детьми песни через некоторое время забываются, если их
систематически не повторять, вокальные умения утрачиваются, если дети долго не
упражняются в пении. Чтобы повторение песен не наскучило детям, надо разнообразить
этот процесс, внося элементы нового. Закрепление песенного репертуара должно быть не
просто механическим повторением, а сознательным его воспроизведением.

4

1.4. Основные направления образовательной работы вокальной студии.
1. При обучении детей пению следить за правильным положением корпуса.
2. Формировать умение петь естественным высоким, светлым звуком, без крика и
напряжения. Развивать протяжное звукообразование через пение песен, написанных в
умеренном и медленном темпах.
3. Совершенствовать умение правильно брать дыхание перед началом пения и между
музыкальными фразами.
4. Развивать умение произносить слова внятно, отчетливо, осмысленно, выразительно,
подчеркивать голосом логические ударения.
5. Способствовать прочному усвоению детьми разнообразных интонационных
оборотов, включающих различные виды мелодического движения и различные
интервалы; работать над расширением диапазона детского голоса, выравнивать его
звучание при переходе от высоких к низким звукам и наоборот.
6. Совершенствовать умение детей стройного согласованного пения.
1.5. Целевые ориентиры освоения программы:
• Наличие интереса к вокальному искусству, стремление к вокальному творчеству
самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в импровизациях, участие в
музыкально-драматических постановках);
• Петь без напряжения, плавно, легким звуком, произносить отчетливо слова,
своевременно начинать и заканчивать песню, петь в сопровождении музыкального
инструмента;
• Точно воспроизводят и передают ритмический рисунок. Умеют контролировать
слухом качество пения.
• Внимательно слушать музыку, эмоционально откликаться на выраженные в ней
чувства и настроения;
• Петь несложные песни в удобном диапазоне, исполняя их выразительно и
музыкально, правильно передавая мелодию (ускоряя, замедляя, усиливая и ослабляя
звучание);
• Воспроизводить и чисто петь общее направление мелодии и отдельные ее отрезки с
аккомпанементом;
• Сохранять правильное положение корпуса при пении, относительно свободно
артикулируя, правильно распределяя дыхание;
• Петь индивидуально и коллективно, с сопровождением и без него.
Продуманная, систематическая, последовательная работа по обучению детей пению
расширяет музыкальные представления каждого ребенка, способствует развитию
музыкальных способностей, положительно влияет на общее развитие ребенка.
Обследования детей проводятся 2 раза в год. Основная задача мониторинга заключается в
том, чтобы определить степень освоения ребенком дополнительной Программы и влияние
образовательного процесса, организуемого в ДОУ на развитие ребенка.

5

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Характеристика возрастных и индивидуальных особенностей детей старшего
дошкольного возраста от 5 до 7 лет
У детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет достаточно развита речь, они
свободно высказывают свои суждения по содержанию песни, оценивают свое пение и
пение товарищей. У детей этого возраста появляется способность активного мышления.
Интенсивно развивается их музыкальное восприятие, оно становится целенаправленным.
В работе по пению с детьми этого возраста следует учитывать не только психические, но
и физические особенности развития ребенка. Голосовые мышцы у детей еще не совсем
сформированы, певческое звукообразование происходит за счет натяжения краев связок,
поэтому форсированное пение следует исключить. Надо учить детей петь не напрягаясь,
естественным светлым звуком. У детей этого возраста увеличивается объем легких,
дыхание становится более глубоким – это позволяет педагогу использовать в работе песни
с более длинными музыкальными фразами. У детей расширяется диапазон. Большинство
могут правильно интонировать мелодию в пределах ре-си, а целенаправленная,
систематическая работа позволяет расширить диапазон всех детей (до – ре второй
октавы).
Два наиболее важных момента в обучении ребенка пению: развитие музыкального
мелодического слуха и приобретение навыков управления своим голосовым аппаратом.
Отсутствие координации у ребенка между слухом и голосом (между тем, что он слышит, и
тем, что он воспроизводит вслух) приводит к неточному интонированию мелодии песни.
Причина не в том, что ребенок не слышит правильного звучания мелодии, а просто он не
умеет справиться со сложным механизмом своего голосового аппарата.
2.2. Приемы обучения пению
1. Показ с пояснениями. Пояснения, сопровождающие показ музыкального
руководителя, разъясняют смысл, содержание песни. Если песня исполняется не в первый
раз, объяснения могут быть и без показа.
2. Игровые приемы. Использование игрушек, картин, образных упражнений делают
музыкальные занятия более продуктивными, повышают активность детей, развивают
сообразительность, а также закрепляют знания, полученные на предыдущих занятиях.
3. Вопросы детям активизируют мышление и речь детей. К их ответам на вопросы
педагога надо подходить дифференцированно, в зависимости от того, с какой целью задан
вопрос и в какой возрастной группе.
4. Оценка качества детского исполнения песни должна зависеть от возраста детей,
подготовленности. Неправильная оценка не помогает ребенку осознать и исправить свои
ошибки, недостатки. Надо поощрять детей, вселять в них уверенность, если делать
замечания, то очень деликатно.
2.3. Формы и методы реализации основных задач Программы
коллективная работа;
индивидуальная работа с «гудочниками»;
беседа;
распевание по голосам;
6

упражнения, формирующие правильную певческую осанку;
дыхательная звуковая гимнастика;
артикуляционные упражнения;
игра на детских музыкальных инструментах;
музыкально-дидактические игры и упражнения;
концертные выступления;
участие в творческих городских и международных конкурсах.
2.4. Направления работы по совершенствованию голосового аппарата
Вокальное воспитание и развитие хоровых навыков объединяются в единый
педагогический процесс, являющий собой планомерную работу по совершенствованию
голосового аппарата ребёнка, способствует формированию и становлению всесторонне и
гармонично развитой личности. Процесс музыкального воспитания как формирование
певческой функции в органичном единстве с формированием ладового и
метроритмического чувства включает решение следующих задач:
1. Певческая установка
0бщие правила пения включают в себя понятие «певческая установка». Петь можно сидя
или стоя. При этом корпус должен быть прямым, плечи расправлены и свободны. Голову
не следует задирать, а нужно держать несколько наклонённой вперёд, не боясь ею в
небольших пределах двигать. На репетициях дети, как правило, могут петь сидя, но
наилучшее голосовое звучание происходит при пении стоя.
2. Дыхание
Воспитание элементарных навыков певческого вдоха и выдоха. В певческой практике
широко распространён брюшной тип дыхания. Современная методика воспитания голоса
свидетельствует о том, что певцы всех возрастов пользуются смешанным типом, при этом
у одних расширяется живот, у других грудная клетка, у третьих только нижние ребра.
Дыхательный процесс содержит много индивидуальных особенностей, которые не
позволяют унифицировать внешне-физиологические признаки дыхания. Практикой
выработаны три основных правила по формированию певческого дыхания:
1) вдох делается быстро, легко и незаметно (не поднимая плеч);
2) после вдоха перед пением следует на короткое время задержать дыхание;
3) выдох производится ровно и постепенно (как будто нужно дуть на зажжённую свечу).
С приёмами дыхания дети знакомятся без пения, по знаку педагога. Певческий вдох
формируется естественно, непринуждённо. С помощью дыхательных упражнений следует
научить детей делать вдох через нос. Этот способ не только физиологически верно
организует певческое дыхание, но способствует общему правильному развитию
дыхательной функции. Вдох через нос стимулирует использование при
голосообразовании головного резонатора, а это служит показателем правильной работы
гортани, что способствует раскрепощению челюсти. Навык брать дыхание через нос при
пении упражнений даёт ребёнку возможность при исполнении песен пользоваться
комбинированным вдохом (через нос и рот). Вдох становится почти незаметным и в то же
время полноценным. К тому же привычка делать вдох через нос имеет
здоровьеоберегающую функцию (общегигиеническое значение, предохранение от
заболевания среднего уха, которое вентилируется только при вдохе через нос).

7

При работе над экономным и более или менее продолжительным выдохом достигается
протяжённость дыхания. Для продолжительного выдоха необходимо научить детей делать
достаточно глубокий, но спокойный вдох. Дети должны знать, что при небольшом вдохе
дыхание расходуется быстро, а слишком глубокий вдох приводит к неровному и
напряжённому выдоху, что вредно отражается на красоте звука. Для развития навыка
продолжительного выдоха следует предложить детям петь на одном дыхании всю фразу,
если она не очень длинная.
3. Артикуляционная работа.
Правильное формирование гласных звуков. От правильного формирования гласных
зависит умение петь связно, красивым, округлённым и ровным звуком. При выработке
певческого «а» опускается нижняя челюсть, полость рта раскрывается широко, глотка
становится узкой. Использование упражнения для раскрепощения голосового аппарата,
освобождает его от зажатости напряжения. Звук «а» требует округлённости звучания.
Гласный «о» близок к «а», но более затемнён по тембру. Глоточная полость округлой
формы и несколько более расширена, чем при пении на «а». Гласный «и» обладает
собранностью и остротой звучания, что способствует нахождению так называемой
«высокой позиции», а также наименьшей природной громкостью из-за узости формы рта
при пении. Педагог использует в работе над «и» приёмы для устранения тусклости и
глухости звучания голоса. При обучении детей вокальным навыкам начинать работу с
гласной «у», при исполнении которого ротовое отверстие сужается и расширяется глотка.
Этот гласный способствует выравниванию звучания других гласных. Звук «у» даёт
возможность детям легче и быстрее перейти от речевой к певческой форме подачи звука.
В работе над гласными следует:
а) добиваться округлённости звука, его высокой позиции;
б) использовать пение закрытым ртом, при котором поднимается мягкое нёбо и во рту
создаётся ощущение присутствия небольшого яблока;
в) для достижения остроты и звонкости звучания применять использование йотированных
гласных и слогов с наличием полугласного «й», который ставится позади гласной: ай, ой,
ей;
г) тщательно следить не только за формой, но и за активностью артикуляционного
аппарата.
Важная задача - научить детей связному и отчётливому исполнению гласных в сочетании
с согласными, то есть певческой кантилене и дикции. Чёткость произношения согласных
зависит от активной работы мышц языка, губ и мягкого нёба. Чёткое формирование
согласных «д, л, н, р, т, ц» невозможно без активных движений кончика языка,
отталкивающихся от верхних зубов или мягкого нёба. Согласные «б, п, г, к, х» образуются
при активном участии мышц мягкого нёба и маленького язычка. Согласные оказывают
большое влияние на характер атаки звука (мягкой или твёрдой). Для «размягчения» звука
применяются слоги с согласным «л», а при звуковой вялости - слоги с согласным «д».
4. Выработка подвижности голоса.
Это качество приобретается на основе ранее усвоенных навыков связного пения и чёткой
дикции. Подвижность или гибкость голоса - искусство исполнения произведения с
необходимыми отклонениями от основного темпа (ускорением или замедлением),
усилением или ослаблением звучности. В работе над подвижностью соблюдается
постепенность: прежде чем петь упражнения и песни в быстром темпе, надо научить
детей исполнять их в умеренном темпе и с умеренной силой звучания.
8

5. Расширение певческого диапазона детей.
Этому виду работы хорошо способствуют технические упражнения, начиная с примарных
звуков среднего регистра, требующих минимума затраты мышечной энергии голосового
аппарата. Для определения ширины диапазона следует выявить примарные звуки, которые
дети поют правильно в интонационном отношении и с помощью упражнений расширять
эту зону, исполняя упражнения полутон за полутоном вверх. Следует следить за
звучанием детского голоса - если дети поют форсированным, крикливым звуком, значит,
эта зона не доступна для овладения ею ребёнком, следует избегать такого пения.
6. Развитие чувства метроритма.
Такая работа осуществляется с помощью специальных технических упражнений или
приёмов по преодолению ритмических трудностей в песенном репертуаре. Каждое
произведение должно быть исследовано педагогом на предмет выявления трудностей.
Соответственно преодолению таких трудностей подбираются специальные конкретные
упражнения.
7. Выразительность и эмоциональность исполнения.
Любое исполнение песни - эмоциональное переживание. Следует дать детям
прочувствовать содержание, определить характер исполнения, распределить
кульминационные зоны. Художественный образ, заложенный в песне, ставит перед
детьми сложные исполнительские задачи, решаемые с помощью педагога.
8. Работа над чистотой интонирования.
В целях правильного в интонационном отношении песенного материала следует заранее
подобрать в процессе разучивания удобную тональность. Хорошей помощью является
пение без сопровождения. Применяется упрощённый аккомпанемент с обязательным
проигрыванием основной мелодической темы. Для создания условий наилучшего
интонирования мелодии стимулируется тихое пение. Работа над трудно вокализуемыми
местами проводится с помощью специальных тренировочных упражнений. Необходимо
использование приема пропевания мелодии «легато» и «стаккато».
9. Формирование чувства ансамбля.
В хоровом исполнении учить детей прислушиваться друг у другу, соотносить громкость
пения с исполнением товарищей, приучать к слаженному артикулированию. Чувство
ансамбля воспитывается путём одновременного начала и окончания пения. Исполняя
произведение в хоре, дети должны научиться выравнивать свои голосовые тембры,
уподоблять свой голос общему звучанию.
10. Формирование сценической культуры.
Подбирать репертуар для детей согласно их певческим и возрастным возможностям.
Необходимо учить детей пользоваться звукоусилительной аппаратурой, правильно вести
себя на сцене. С помощью пантомимических упражнений развиваются артистические
способности детей, в процессе занятий по вокалу вводится комплекс движений по
ритмике.
Таким образом, развитие вокально-хоровых навыков сочетает вокально-техническую
деятельность с работой по музыкальной выразительности и созданию сценического
образа.

9

2.5. Календарно - тематический план непосредственно-образовательной деятельности
вокальной студии.
Месяц
Репертуар
СЕНТЯБРЬ
Тема:
1-2 занятие
«Диагностика певческих способностей» Работа над песней
«Кап-кап-кап» А.Евдотеева
Артикуляционная гимнастика.
- устранять напряжение и скованность шеи, языка, губ.
«Мой язычок» - зарядка.
Распевание.
- развивать выразительную дикцию.
- исполнять песню на слоги «ле-ле-ли».
«Дождик, дождик» Г.Науменко.
Развивающие игры с голосом.
- учить чувствовать свой голос и играть с ним.
«Кошка» Г. Сапгир.
Речевые ритмо-интонационные игры. «Имена».
- развивать чувство ритма.
Усвоение певческих навыков:
- разучивание
- петь легко, не форсируя звук своевременно начинать и
заканчивать.
- развивать выразительную дикцию.
Песенное творчество - учить импровизировать отдельные фразы.
«кап-кап-кап».
Артикуляционная гимнастика.
3-4 занятие
- устранять напряжение и скованность шеи, языка, губ.
«Мой язычок» - зарядка.
Распевание.
- продолжать развивать выразительную дикцию.
- исполнять песню на слоги «ле-ле-ли»
« Дождик, дождик» Г. Науменко.
Развивающие игры с голосом.
- учить чувствовать свой голос и играть с ним
«Цветочек»
Речевые ритмо - интонационные игры.
- развивать чувство ритма.
«Имена».
Усвоение певческих навыков - чисто интонировать мелодию песни
«Кап-кап-кап».
- развивать выразительное пение.
- пение на слог «ля».
Песенное творчество - учить импровизировать отдельные фразы.
«Кап-кап-кап».

10

5-6 занятие

7-8 занятие

Октябрь
1-2 занятие

Артикуляционная гимнастика.
- устранять напряжение и скованность шеи, языка, губ.
- разогреть мышцы дыхательного аппарата.
«Мой язычок» - зарядка.
Распевание - исполнять песню на слоги «ля-ле-ли».
- продолжать развивать выразительную дикцию.
«Дождик, дождик» Г. Науменко.
Развивающие игры с голосом.
- расширять диапазон речевого и певческого голоса.
«Угадай имя».
Речевые ритмо - интонационные игры.
- развивать чувство темпа.
«Имена».
Усвоение певческих навыков.
- чисто интонировать мелодию.
- учить петь по фразам, цепочкой, про себя и вслух.
- развивать выразительную дикцию.
«Кап-кап-кап».
Песенное творчество - учить импровизировать отдельные фразы.
«Кап-кап-кап»
Артикуляционная гимнастика.
- устранять напряжение и скованность шеи, языка, губ.
- разогреть мышцы дыхательного аппарата.
«Мой язычок» - зарядка.
Распевание.
- развивать выразительную дикцию.
- закреплять умение импровизировать мелодии.
«Дождик, дождик» Г. Науменко.
Развивающие игры с голосом.
- учить чувствовать свой голос и играть с ним.
«Имена».
Речевые ритмо- интонационные игры.
- развивать чувство ритма. «Как тебя зовут?»
Усвоение певческих навыков - чисто интонировать мелодию.
- учить петь по фразам, цепочкой, «про себя и вслух».
- развивать выразительную дикцию.
Песенное творчество - учить импровизировать отдельные фразы.
«Кап-кап-кап»
Тема: Работа над песней
«Дружная песенка» Л.Некрасова «Голубые капельки»
Артикуляционная гимнастика.
- разогреть мышцы дыхательного аппарата.
Упражнение «Больной зуб».
Распевание – усвоение разных интонационных оборотов, мелодия
вверх-вниз.
11

3-4 занятие

5-6 занятие

- развивать выразительную дикцию.
- исполнять песню на слоги «ле-ле-ли».
«Лесенка» Е. Тиличеевой.
Развивающие игры с голосом.
- учить чувствовать свой голос и играть с ним.
«Спой свое имя».
Речевые ритмо-интонационные игры.
- развивать чувство ритма.
«Имена».
Усвоение певческих навыков.
Песенное творчество - учить импровизировать отдельные фразы
«Дружная песенка» «Голубые капельки»
Артикуляционная гимнастика.
- устранять напряжение и скованность шеи, языка, губ.
- разогреть мышцы дыхательного аппарата.
Упражнение «Больной зуб».
Распевание.
- продолжать развивать выразительную дикцию.
- закреплять умение импровизировать мелодии.
- исполнять песню на слоги «ле-ле-ли».
«Жучка и кот» чеш. нар .мел.,
«Лесенка» Тиличеевой.
Развивающие игры с голосом.
- учить чувствовать свой голос и играть с ним.
«Хор часов».
Речевые ритмо-интонационные игры.
- развивать чувство ритма.
«Имена».
Усвоение певческих навыков – работа над ритмическим рисунком
песни «Дружная песенка»
Песенное творчество.
- учить импровизировать отдельные фразы
«Кап-кап-кап», «Дружная песенка» «Голубые капельки»
Артикуляционная гимнастика.
- устранять напряжение и скованность шеи, языка, губ.
- разогреть мышцы дыхательного аппарата.
Распевание - чисто интонировать мелодию, петь с показом руки.
- продолжать развивать выразительную дикцию.
- исполнять песню на слоги «ми-ма-мо».
«Жучка и кот» ч.н.м.
Развивающие игры с голосом.
- расширять диапазон речевого и певческого голоса.
«Родина наша».
Речевые ритмо - интонационные игры.

12

7-8 занятие

- развивать чувство темпа.
«Ды-бы, ды-бы».
Усвоение певческих навыков - разучивание, работа
над интонацией, петь по одному и в ансамбле.
- выразительность исполнения, передавать характер и смысл
каждой песни.
Песенное творчество.
«Дружная песенка»,
«Голубые капельки»
Артикуляционная гимнастика.
- устранять напряжение и скованность шеи, языка, губ.
- разогреть мышцы дыхательного аппарата.
«Хобот слоненка», «Трубочка» З.Репина.
Распевание - точно интонировать мелодию песни.
- продолжать развивать выразительную дикцию.
- исполнять песню на слоги «ми-ма-мо».
«Жучка и кот» ч.н.мел.
Развивающие игры с голосом.
- расширять диапазон речевого и певческого голоса.
«Родина наша».
Речевые ритмо - интонационные игры.
- развивать чувство темпа.
«Спой свое имя».
Усвоение певческих навыков – знакомство с песней.
Песенное творчество.
- развивать стремление самостоятельно исполнять песню.
«Кап-кап-кап», «Дружная песенка»
«Голубые капельки»

13

НОЯБРЬ
1-2 занятие

3-4 неделя

Тема: Работа над песней «Улыбчивая песенка»
Артикуляционная гимнастика.
- формировать и развивать подвижность голосового аппарата.
- снятие напряжения артикуляционных мышц - языка, губ, щек,
неба.
Упражнения для начинающих вокалистов (физические).
Распевание.
- упражнять в чистом интонировании поступенных и
скачкообразных движений мелодии.
Распевания И. Плешакова.
Развивающие игры с голосом.
- развивать интонационный и фонематический слух.
«Ежик и бычок» (здоровый бычок-больной бычок).
Речевые ритмо - интонационные игры.
- развивать чувство темпа.
«Веники, веники».
Усвоение певческих навыков - знакомство с песней, разучивание
мелодии, пение по фразам. Закрепление пройденного материала,
пение по желанию детей.
Песенное творчество - развивать творческую инициативу в
самостоятельной деятельности.
«Улыбчивая песенка», «Голубые капельки»
Артикуляционная гимнастика.
- формировать и развивать подвижность голосового аппарата.
- снятие напряжения артикуляционных мышц - языка, губ, щек,
неба.
Упражнения для начинающих вокалистов.
Распевание.
- продолжать развивать выразительную дикцию
- удерживать в музыкальной фразе интонацию на одном звуке.
«Коси, коса», «Ды-бы, ды-бы». Прием «эхо».
Развивающие игры со звуками- развивать интонационный и
фонематический слух.
«Ежик и бычок».
Речевые ритмические игры.
- развивать чувство ритма.
Ритмическая игра-говорилка «Столовая» в двух ролях.
Усвоение певческих навыков: разучивание мелодии, пение по
фразам.

14

Чисто интонировать мелодию, закрепление пройденного
материала, пение по желанию детей.
Песенное творчество - развивать творческую инициативу в
самостоятельной деятельности.
«Улыбчивая песенка», сольное исполнение,
«Кап-кап-кап» по ролям
5-6 неделя

Артикуляционная гимнастика.
- формировать и развивать подвижность голосового аппарата.
- снятие напряжения артикуляционных мышц - языка, губ, щек,
неба.
Упражнения для начинающих вокалистов.
Распевание - разучивание мелодии, работа над ритмом
- учить петь выразительно в разном темпе
-пение закрытым ртом.
«Бык тупогуб» А.Гребнев.
Развивающие игры с голосом.
- развивать интонационный и фонематический слух.
«Ежик и бычок»
Речевые ритмо - интонационные игры.
- формировать естественное звучание голоса.
«Барашеньки-крутороженьки»- шутка-прибаутка.
Усвоение певческих навыков - разучивание мелодии, пение по
фразам, чистое интонирование мелодии, закрепление
пройденного материала, пение по желанию детей.
Песенное творчество - развивать творческую инициативу в
самостоятельной деятельности.
«Дружная песенка», «Кап-кап-кап», «Голубые капельки»

7-8 неделя

Артикуляционная гимнастика.
- формировать и развивать подвижность голосового аппарата.
- снятие напряжения артикуляционных мышц - языка, губ, щек,
неба.
Упражнения для начинающих вокалистов.
Распевание.
- продолжать развивать выразительную дикцию.
- закреплять умение петь в громкой и тихой динамике.
Прием «эхо».
Развивающие игры с голосом.
- расширять диапазон речевого и певческого голоса.
-петь в диапазоне секунды.
«Уж как шла лиса по травке».
Речевые ритмо - интонационные игры.
- формировать естественное звучание голоса.
«Вопрос-ответ».
15

ДЕКАБРЬ
1-2 занятие

3-4 занятие

Усвоение вокальных навыков - работа над художественным
исполнением песенного материала.
Песенное творчество- самостоятельная импровизация мелодий.
«Улыбчивая песенка» (с движениями), «Голубые капельки»
Тема: Работа над песней «Карнавальная»
Артикуляционная гимнастика:
- формировать и развивать подвижность голосового аппарата.
- снятие напряжения артикуляционных мышц - языка, губ, щек,
неба.
Упражнение «Колыбельная».
Распевание.
- закреплять умение импровизировать мелодии к отдельным
музыкальным фразам.
- продолжать учить петь легко, без форсирования звука, с четкой
дикцией.
«Ходит зайка по саду».
Развивающие игры с голосом.
- учить управлять своим голосом с помощью дыхания и
артикуляции.
«Колокольный перезвон».
Речевые ритмо - интонационные игры.
- закрепить пройденные ритмоформулы
- активизировать воображение, творческое мышление.
«Ритмическая сказка».
Усвоение певческих навыков - работа над правильным
интонированием и фразировкой.
Песенное творчество.
Артикуляционная гимнастика.
- формировать и развивать подвижность голосового аппарата
- снятие напряжения артикуляционных мышц - языка, губ, щек,
неба.
«Гармошка» З. Репина
Распевание.
- продолжать развивать выразительную дикцию
- закреплять умение импровизировать мелодии
- упражнять в точной передаче ритмического рисунка.
«Цыпа-цыпа» А.Гребнев.
Развивающие игры с голосом.
- учить управлять своим голосом с помощью дыхания и
артикуляции.
«Поем шутки-прибаутки».
Речевые ритмо - интонационные игры.

16

5-6 занятие

7-8 занятие

- развивать навыки ритмической импровизации.
-Досочини песенку».
Усвоение вокальных навыков.
- продолжать развивать выразительную дикцию
- отличать на слух правильное и неправильное пение товарищей
- закреплять умение чисто интонировать мелодию песни.
«Карнавальная».
Пение песен по желанию детей.
Артикуляционная гимнастика.
- формировать и развивать подвижность голосового аппарата
- снятие напряжения артикуляционных мышц - языка, губ, щек,
неба.
«Гармошка» З. Репина.
Распевание.
- продолжать развивать выразительную дикцию.
- закреплять умение импровизировать мелодии к отдельным
музыкальным
фразам.
- отчетливо произносить гласные в словах, согласные в конце
слов.
«На горе Арарат», «Веники, веники».
Развивающие игры с голосом.
- учить управлять своим голосом с помощью дыхания и
артикуляции.
«Речевой портрет».
Речевые ритмо - интонационные игры.
- продолжать формировать разные интонации.
«Спящий ежик».
Усвоение вокальных навыков.
- продолжать развивать выразительную дикцию.
- упражнять в точной передаче ритмического рисунка
- закреплять умение чисто интонировать мелодию песни.
«Карнавальная».
Пение песен по желанию ребят.
Артикуляционная гимнастика.
- формировать и развивать подвижность голосового аппарата.
- снятие напряжения артикуляционных мышц - языка, губ, щек,
неба.
«Гармошка» З. Репина.
Распевание.
- продолжать развивать выразительную дикцию.
- закреплять умение импровизировать мелодии к отдельным
музыкальным
фразам.
- отчетливо произносить гласные в словах, согласные в конце
17

ЯНВАРЬ
1-2 занятие

3-4 занятие

слов.
Упражнения А. Гребнева.
Развивающие игры с голосом.
- учить управлять своим голосом с помощью дыхания и
артикуляции.
«Оловянный солдатик» О. Громовой.
Речевые ритмо - интонационные игры.
- продолжать формировать интонации печали.
«Кислые стихи» А.Фройденберг.
Усвоение вокальных навыков.
- продолжать развивать выразительную дикцию.
- упражнять в точной передаче ритмического рисунка.
- учить петь выразительно, передавая шуточный характер песни,
пение по ролям.
«Карнавальная»
Тема: Работа над песней «Песенка чудесенка»
Артикуляционная гимнастика.
- формировать и развивать подвижность голосового аппарата.
- снятие напряжения артикуляционных мышц - языка, губ, щек,
неба.
«Ды-бы, ды-бы», «На горе Арарат».
Распевание.
- продолжать развивать выразительную дикцию
- закреплять умение импровизировать мелодии к отдельным
музыкальным фразам.
«В хороводе» рус. нар. песня,
«Чудо-лесенка» Т. Тиличеева.
- продолжать учить петь выразительно, меняя динамические
оттенки.
Развивающие игры с голосом.
- учить формировать непринужденность звукообразования.
«Воет вьюга, поет песню» В. Емельянов.
Речевые ритмо - интонационные игры.
- продолжать формировать интонации настроения.
«Медвежата» О. Громовой».
Усвоение певческих навыков.
- продолжать развивать выразительную дикцию.
- развивать эмоциональную отзывчивость на песню игрового
характера
- закреплять умение чисто интонировать мелодию песни.
«Песенка чудесенка», исполнение песен из мультфильмов.
Артикуляционная гимнастика.
- формировать и развивать подвижность голосового аппарата.

18

5-6 занятие

- снятие напряжения артикуляционных мышц - языка, губ, щек,
неба.
«Веселый пятачок» - зарядка.
Упражнение «Дрессированные собачки».
Распевание.
- продолжать развивать выразительную дикцию.
- закреплять умение импровизировать к отдельным музыкальным
фразам.
«Ты, где?» - а сареllа,
«Чудо-лесенка».
Развивающие игры с голосом.
- формировать непринужденное звукообразование.
- учить петь легким, не форсированным звуком.
«Воет вьюга, поет песню» В.Емельянов.
Речевые ритмо - интонационные игры.
- продолжать формировать интонации настроения.
«Те, кого охватывает страх».
Усвоение певческих навыков.
- продолжать развивать выразительную дикцию.
- упражнять в точной передаче ритмического рисунка.
«Песенка чудесенка», «Улыбчивая песенка»
Артикуляционная гимнастика.
- формировать и развивать подвижность голосового аппарата.
- снятие напряжения артикуляционных мышц - языка, губ, щек,
неба.
Упражнение «Птичий двор».
Распевание.
- продолжать развивать выразительную дикцию.
«Ты, где?» - а сареllа,
«Чудо-лесенка».
- закреплять умение импровизировать мелодии к отдельным
музыкальным фразам.
- учить петь самостоятельно с сопровождением и без него.
Развивающие игры с голосом.
-учить формировать непринужденность звукообразования.
«Что ревешь, самолет?» Н.Орлова.
Речевые ритмо - интонационные игры.
- продолжать формировать интонации настроения.
«Вымок, выкис» рус. фольклор.
Усвоение певческих навыков.
- продолжать развивать выразительную дикцию.
- закреплять умение чисто интонировать мелодию песни.
«Песенка чудесенка», «Улыбчивая песенка»

19

7-8 занятие

ФЕВРАЛЬ
1-2 занятие

Артикуляционная гимнастика.
- формировать и развивать подвижность голосового аппарата.
- снятие напряжения артикуляционных мышц - языка, губ, щек,
неба.
«Веселый пятачок» - зарядка.
Упражнение «Птичий двор».
Распевание.
- продолжать развивать выразительную дикцию.
- закреплять умение импровизировать мелодии к отдельным
музыкальным фразам.
- учить своевременно начинать и заканчивать песню.
«Ты где?» - а сареllа,
«Чудо-лесенка».
Развивающие игры с голосом.
- формировать легкость и полетность речевого голоса.
«Что ревешь, самолет?» Н.Орлова.
Речевые ритмо - интонационные игры.
- продолжать формировать интонации настроения.
«Вымок, выкис» рус. фольклор.
Усвоение певческих навыков.
- продолжать развивать выразительную дикцию.
- закреплять умение чисто интонировать мелодию песни.
- учить петь самостоятельно, выразительно, передавая шуточный
характер песни.
«Карнавал», «Песенка чудесенка», «Улыбчивая песенка»
Тема: Работа над песней «Горошинки цветные» муз.
А.Варламова, сл. В.Кузьминой

Артикуляционная гимнастика.
- формировать и развивать подвижность голосового аппарата.
«Барабанщик» А. Барто.
- снятие напряжения артикуляционных мышц - языка, губ, щек,
неба.
Распевание.
- продолжать развивать выразительную дикцию.
- закреплять умение импровизировать мелодии к отдельным
музыкальным фразам.
- учить брать дыхание после вступления и между музыкальными
фразами.
«Как тебя зовут?» - a capella,
«Кукушка» Н. Соколова.
Развивающие игры с голосом.
- формировать легкость и полетность речевого голоса.
«Что такое, что случилось?».
Речевые ритмо - интонационные игры.

20

3-4 занятие

5-6 занятие

- продолжать формировать интонации настроения.
«Мы на горку поднимались» Н.Сухова.
Усвоение певческих навыков.
- продолжать развивать выразительную дикцию.
«Горошинки цветные», «Маму любят все»
Артикуляционная гимнастика.
- формировать и развивать подвижность голосового аппарата.
- снятие напряжения артикуляционных мышц - языка, губ, щек,
неба.
- продолжать развивать выразительную дикцию.
«Барабанщик» З. Репина.
Распевание.
- закреплять умение импровизировать мелодии к отдельным
музыкальным
фразам.
- развивать творческую инициативу.
«Кукушка» Н. Соколова.
Развивающие игры с голосом.
- формирование легкости и полетности речевого голоса.
«Что такое, что случилось?»
Речевые ритмо - интонационные игры.
- продолжать формировать интонации настроения.
«Мы на горку поднимались» Н.Сухова
Усвоение певческих навыков.
- продолжать развивать выразительную дикцию.
- продолжать развивать творческую инициативу в
самостоятельном исполнении песни.
«Горошинки цветные»,
«Маму любят все».
Артикуляционная гимнастика.
- формировать и развивать подвижность голосового аппарата.
- снятие напряжения артикуляционных мышц - языка, губ, щек,
неба.
«Мой язычок» - зарядка.
Упражнение «Колокольчик».
Распевание.
- продолжать развивать выразительную дикцию.
- закреплять умение импровизировать мелодии к отдельным
музыкальным фразам.
- продолжать развивать ладотональный слух, активизировать
внутренний слух.
- развивать творческую инициативу.
«Как тебя зовут?» - а сареllа,
«Кукушка» Н. Соколова.

21

МАРТ
1-2 занятие

3-4 занятие

Развивающие игры с голосом.
- формировать легкость и полетность речевого голоса.
«Что такое, что случилось?».
Речевые ритмо - интонационные игры.
- продолжать формировать интонации настроения.
«Мы на горку поднимались» Н.Сухова.
Усвоение певческих навыков.
- продолжать развивать выразительную дикцию.
- продолжать развивать творческую инициативу в
самостоятельном исполнении песни.
«Горошинки цветные»- исполнение с движениями
Тема: Работа над песней «Мурляндия» муз. Н.Тимофеевой.
Артикуляционная гимнастика.
- формировать и развивать подвижность голосового аппарата.
- снять напряжения артикуляционных мышц - языка, губ, щек,
неба.
Упражнение «Колокольчик».
Распевание.
- продолжать развивать выразительную дикцию.
- закреплять умение импровизировать мелодии к отдельным
музыкальным фразам.
- содействовать развитию музыкальной памяти.
«Здравствуйте» - а сареllа,
«Два кота» п.н.п.
Развивающие игры с голосом.
- формировать легкость и полетность речевого голоса.
«Что ревешь, самолет?» Н.Орлова.
Речевые ритмо - интонационные игры.
- продолжать формировать интонации настроения.
«Мы на горку поднимались» Н.Сухова.
Усвоение певческих навыков - разучивание песни.
- продолжать развивать выразительную дикцию.
- работать над точностью интонации при скачках в мелодии.
«Мурляндия», исполнение песен по желанию детей.
Артикуляционная гимнастика.
- формировать и развивать подвижность голосового аппарата.
- снятие напряжения артикуляционных мышц - языка, губ, щек,
неба.
Упражнение «Колокольчик».
Распевание.
- продолжать развивать выразительную дикцию.
- закреплять умение импровизировать мелодии к отдельным

22

5-6 занятие

7-8 занятие

музыкальным фразам.
- продолжать развивать ладотональный слух, активизировать
внутренний слух.
- развивать творческую инициативу.
«Здравствуйте» - а сареllа,
«Два кота» п.н.п.
Развивающие игры с голосом.
- формировать легкость и полетность речевого голоса.
«Что ревешь, самолет?» Н.Орлова.
Речевые ритмо - интонационные игры.
- продолжать формировать интонации настроения.
«Мы на горку поднимались» Н.Сухова.
Усвоение певческих навыков.
- продолжать развивать выразительную дикцию.
- учить правильно формировать гласные.
- продолжать развивать творческую инициативу в
самостоятельном исполнении песни.
«Мурляндия»,
«Горошинки цветные»
Артикуляционная гимнастика.
- формировать и развивать подвижность голосового аппарата.
- снятие напряжения артикуляционных мышц - языка, губ, щек,
неба.
Упражнение «Колокольчик».
Распевание.
- продолжать развивать выразительную дикцию.
- закреплять умение импровизировать мелодии к отдельным
музыкальным фразам.
- продолжать развивать ладотональный слух, активизировать
внутренний слух.
- развивать творческую инициативу.
«Здравствуйте» - а сареllа,
«Два кота» п.н.п.
Развивающие игры с голосом. «Что ревешь, самолет?» Н.Орлова.
- формировать легкость и полетность речевого голоса.
Речевые ритмо - интонационные игры.
- продолжать формировать интонации настроения.
«Мы на горку поднимались» Н.Сухова.
Усвоение певческих навыков.
- продолжать развивать выразительную дикцию.
- продолжать развивать творческую инициативу в
самостоятельном исполнении песни.
«Мурляндия»,
«Горошинки цветные»
Артикуляционная гимнастика.
23

АПРЕЛЬ
1-2 занятие

- формировать и развивать подвижность голосового аппарата.
- снятие напряжения артикуляционных мышц - языка, губ, щек,
неба.
Упражнение «Колокольчик».
Распевание.
- продолжать развивать выразительную дикцию.
- закреплять умение импровизировать мелодию к отдельным
музыкальным фразам.
- продолжать развивать ладотональный слух, активизировать
внутренний слух.
- развивать творческую инициативу.
«Здравствуйте» - а сареllа,
«Два кота» п.н.п.
Развивающие игры с голосом.
- формировать легкость и полетность речевого голоса.
«Что ревешь, самолет?» Н.Орлова.
Речевые ритмо - интонационные игры.
- продолжать формировать интонации настроения.
«Мы на горку поднимались» Н.Сухова.
Усвоение певческих навыков.
- продолжать развивать выразительную дикцию.
- продолжать развивать творческую инициативу в
самостоятельном исполнении песни.
«Мурляндия»,
«Горошинки цветные».
Тема: Работа над песней «Дети-конфетки»
Артикуляционная гимнастика.
- формировать и развивать подвижность голосового аппарата.
«Музыканты комары» о. Громовой.
- снятие напряжения артикуляционных мышц - языка, губ, щек,
неба.
Распевание.
- продолжать развивать выразительную дикцию.
- закреплять умение импровизировать мелодию к отдельным
музыкальным фразам.
- продолжать развивать ладотональный слух, активизировать
внутренний слух.
- развивать творческую инициативу.
«Здравствуйте» - а сареllа,
«Два кота» п.н.п.
Развивающие игры с голосом.
- формировать легкость и полетность речевого голоса.
«Что ревешь, самолет?» Н.Орлова.
Речевые ритмо - интонационные игры.

24

3-4 занятие

4-5 занятие

- продолжать формировать интонации настроения.
«Мы на горку поднимались» Н.Сухова.
Усвоение певческих навыков.
- продолжать развивать выразительную дикцию.
- продолжать развивать творческую инициативу в
самостоятельном исполнении.
«Мурляндия» - исполнении песни. «Детки-конфетки»
Артикуляционная гимнастика.
- формировать и развивать подвижность голосового аппарата.
- снятие напряжения артикуляционных мышц - языка, губ, щек,
неба.
«Мой язычок» - зарядка.
Упражнение «Колокольчик».
Распевание.
- продолжать развивать выразительную дикцию.
- закреплять умение импровизировать мелодии к отдельным
музыкальным фразам.
- продолжать развивать ладотональный слух, активизировать
внутренний слух.
- развивать творческую инициативу.
«Здравствуйте» - а сареllа.
«Два кота» п.н.п.
Развивающие игры с голосом.
- формировать легкость и полетность речевого голоса.
«Что ревешь, самолет?» Н.Орлова.
Речевые ритмо - интонационные игры.
- продолжать формирование интонации настроения.
«Мы на горку поднимались» Н.Сухова
Песенное творчество.
- продолжать развивать выразительную дикцию.
- продолжать развивать творческую инициативу в
самостоятельном исполнении песни.
«Детки-конфетки».
Артикуляционная гимнастика.
- формировать и развивать подвижность голосового аппарата.
- снятие напряжения артикуляционных мышц - языка, губ, щек,
неба.
«Музыканты комары» о. Громовой.
Распевание.
- продолжать развивать выразительную дикцию.
- закреплять умение импровизировать мелодии к отдельным
музыкальным фразам.
- продолжать развивать ладотональный слух, активизировать
внутренний слух.
- развивать творческую инициативу.
25

7-8 занятие

МАЙ
1-2 занятие

«Ты где?» - а сареllа,
«Чудо-лесенка».
Развивающие игры с голосом.
- формировать легкость и полетность речевого голоса.
«Что ревешь, самолет?» Н.Орлова
Речевые ритмо - интонационные игры.
- продолжать формировать интонации настроения.
«Мы на горку поднимались» Н.Сухова.
Усвоение певческих навыков.
- продолжать развивать выразительную дикцию.
- продолжать развивать творческую инициативу в
самостоятельном исполнении песни. «Деткиконфетки»
Артикуляционная гимнастика.
- формировать и развивать подвижность голосового аппарата.
- снятие напряжения артикуляционных мышц - языка, губ, щек,
неба.
«Музыканты комары» о. Громовой.
Упражнение «Игра со свечой».
Распевание.
- продолжать развивать выразительную дикцию.
- закреплять умение импровизировать мелодии к отдельным
музыкальным фразам.
- продолжать развивать ладотональный слух.
«Ты где?» - а сареllа,
«Чудо-лесенка».
Развивающие игры с голосом. «Что ревешь, самолет?»
- формировать легкость и полетность речевого голоса.
Речевые ритмо - интонационные игры.
- продолжать формировать интонации настроения.
«Мы на горку поднимались» Н.Сухова.
Усвоение певческих навыков.
- продолжать развивать выразительную дикцию продолжать
развивать творческую инициативу в самостоятельном исполнении
песни «Детки-конфетки».
Тема: Работа над песней «За мир спасибо говорим» Автор Л.
Некрасова
Артикуляционная гимнастика.
- формировать и развивать подвижность голосового аппарата.
- снятие напряжения артикуляционных мышц - языка, губ, щек,
неба.
Упражнение «Мотоцикл».
Распевание.
- продолжать развивать выразительную дикцию.
- закреплять умение импровизировать мелодии к отдельным
музыкальным фразам.
26

3-4 занятие

5-6 занятие
7-8 занятие

- продолжать развивать ладотональный слух, активизировать
внутренний слух.
- развивать творческую инициативу.
«Ты где?» - а capella,
«Чудо-лесенка».
Развивающие игры с голосом.
- формировать легкость и полетность речевого голоса.
«Что ревешь, самолет?» Н.Орлова
Речевые ритмо - интонационные игры.
- продолжать формировать интонации настроения.
«Мы на горку поднимались» Н.Сухова.
Усвоение певческих навыков.
- продолжать развивать выразительную дикцию.
- продолжать развивать творческую инициативу в
самостоятельном исполнении песни.
«Мурляндия»,
«За мир спасибо говорим»
Артикуляционная гимнастика.
- формировать и развивать подвижность голосового аппарата.
- снятие напряжения артикуляционных мышц – языка, губ, щек,
неба.
Упражнение «Мотоцикл».
Распевание.
- продолжать развивать выразительную дикцию.
- закреплять умение импровизировать мелодии к отдельным
музыкальным фразам.
- продолжать развивать ладотональный слух, активизировать
внутренний слух.
- развивать творческую инициативу.
«Ты где?» - а сареllа,
«Чудо-лесенка».
Развивающие игры с голосом.
-формировать легкость и полетность речевого голоса.
«Что ревешь, самолет?» Н.Орлова.
Речевые ритмо – интонационные игры.
- продолжать формировать интонации настроения.
«Мы на горку поднимались» Н.Сухова.
Усвоение певческих навыков.
- продолжать развивать выразительную дикцию.
- продолжать развивать творческую инициативу в
самостоятельном исполнении песни.
«Мурляндия»,
«За мир спасибо говорим». Исполнение песен по желанию детей.
Подготовка к заключительному концерту
Репетиция заключительного концерта
27

1.3. Планируемые результаты освоения Программы.
В результате занятий дети:
умеют:
- воспринимать песни разного характера, проявлять устойчивый интерес к вокальному
искусству;
- петь естественным голосом, протяжно;
- правильно передавать мелодию в пределах ре-до 2 октавы;
- чисто интонировать, различать звуки по высоте, слышать движение мелодии, поступенное и
скачкообразное;
- воспроизводить и передавать ритмический рисунок;
- контролировать слухом качество пения;
- петь с музыкальным сопровождением и без него;
обладают следующими качествами:
- самостоятельное мышление, умение отстаивать своё мнение;
- ответственное отношение к занятиям;
- владение культурой речи и культурой общения со сверстниками и
взрослыми;
- самокритичность в оценке своих творческих и музыкальных способностей;
- умение воспринимать прекрасное в жизни и в искусстве;
- любовь и уважение к национальному искусству, бережно сохранение традиций своего
народа.
Дети имеют опыт восприятия песен разного характера, проявляют устойчивый интерес к
вокальному искусству. Поют естественным голосом, протяжно. Умеют правильно передавать
мелодию в пределах ре-до2 октавы, чисто интонируют. Различают звуки по высоте, слышат
движение мелодии, поступенное и скачкообразное. Точно воспроизводят и передают
ритмический рисунок. Умеют контролировать слухом качество пения. Выработана певческая
установка. Могут петь без музыкального сопровождения.
Внятно произносят слова, понимая их смысл, правильно пропевают гласные в словах и
правильно произносят окончания слов. Могут петь без помощи руководителя. Проявляют
активность в песенном творчестве; поют дружно, не отставая и не опережая друг друга. В
процессе обучения в вокальном кружке репертуар должен соответствовать развитию
необходимых певческих качеств: голоса, интонации, пластики, ритмичности.

28

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
3.1. Учебно-тематический план:
Программа деятельности вокальной студии по развитию певческих способностей детей
старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования детей в ДОУ
ориентирована на обучение детей пению в возрасте от 5 до 7 лет. Состав вокальной
студии формируется с учётом желания детей и результатов диагностики их вокальных
навыков. Наполняемость группы на занятиях – 12 - 15 детей.
Направленность программы - художественная
Срок реализации адаптированной программы – 1 год.
Работа вокального коллектива строится на единых принципах и обеспечивает целостность
педагогического процесса. Непосредственно образовательная деятельность вокальной
студии проводится в соответствии с рекомендуемыми: продолжительностью режимных
моментов для возрастных групп ДОУ; объёмом учебной нагрузки с учётом требований
СанПиН.
№
п/п
1

Возрастная
группа

Продолжительность
занятия

Группа детей
старшего
дошкольного
возраста от 5 до
7 лет

30 мин

Количество учебных занятий
В

неделю
2

месяц
8

год
72

Образовательная деятельность вокальной студии проводится во вторую половину дня,
продолжительностью 30 минут. Диагностика детей проводится в начале и в конце учебного
года. На занятии должна иметь место как коллективная, так и индивидуальная работа. В
течение учебного года планируется ряд творческих показов: участие в концертных
мероприятиях ДОУ, утренниках, конкурсных выступлениях.
3.2.Педагогическая диагностика достижения детьми планируемых результатов освоения
Программы
№
п/
п

ФИ
ребенк
а

Вокальные навыки

Пение
без
сопровождени
я

Пропев
а ние
звука
точность и
чистота

Звуковысотный слух
Выразитель
ность
исполнения.
дикци
я

Определять
направ
-ления
движения
мелодии

Скольк
о
звуков
звучит
одновременн
о

Подбо
р
знакомых
мелодий

Узнат
ь
знакомую
мелодию
по
ритму

Чувство
ритма
Повторить
ритмический
рисунок
мелодии

Движения под
музыку
(сильная
и слабая
доли)

Тембро
вый слух
Определять
высоту
регистра:
низкий
средний
высокий

1
2
3

4. Работа с родителями
Для успешной реализации поставленных задач программа предполагает тесное
взаимодействие с педагогами и родителями. Такое сотрудничество определяет творческий
и познавательный характер процесса, развитие творческих способностей детей,
обуславливает его результативность.
29

Работа с педагогами
Предусматривает: беседы, консультации по развитию творческих способностей,
проведение мастер-классов, семинаров-практикумов, показ открытых занятий.
Работа с родителями
Формы работы с родителями осуществляются по следующим направлениям:
1. Анкетирование с целью выявления уровня осведомления родителей о деятельности
вокальной студии.
2. Родительские собрания по ознакомлению родителей с работой вокальной студии.
3. Распространение информационных материалов: памятки, буклеты.
4.Оказание информационной поддержки родителям, поддержка их заинтересованности в
проявлении таланта детей.
5. Консультации, семинары-практикумы по вопросам вокально – эстетического воспитания
детей.
6. Привлечение родителей к изготовлению костюмов к праздникам и конкурсам.
7. Совместные праздники, досуги и развлечения.
8. Информация достижений (фотографии, дипломы, грамоты, видео).
9.Участие в совместных праздниках, выступлениях и конкурсах.
10. Отчетный концерт.
5. Методическое обеспечение Программы.
Для успешной реализации данной Программы необходимо:
Технические средства обучения
1. Электропианино
2. Музыкальный центр
3. Компьютер
4. Мультимедийное оборудование
5. Микрофоны
6. Музыкальные инструменты
7. CD, DVD диски
Учебно – наглядные пособия
1. Плакаты
2.Схемы
3. Иллюстрации
4. Игрушки

30

5. Дидактические игры
6. Детские музыкальные инструменты
7. Презентации
Список литературы
1. М. Ю. Картушина «Вокально-хоровая работа в детском саду». - М.: Издательство
«Скрипторий 2003», 2015.
2. Е. Бурак «Игры и песенки с нотами для малышей». - СПб.: Питер, 2015.
3. С.В. Крупа-Шушарина «Хрестоматия песенок-скороговорок и песенок вокализов». –
Ростов-на-Дону: «Феникс», 2013.
4. А.А. Даньшова, Г.Я. Даньшова, Г.В. Листопадова «Играем и поем вместе». Волгоград: Учитель, 2015.
5. О.В.Кацер «Игровая методика обучения детей пению».
6. И. Каплунова, И. Новоскольцева «Веселые досуги». - Санкт-Петербург: «Невская
нота», 2011.
7. Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры дошкольников. М. Просвещение,
2015 г.

31


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».