Положение о логопедическом пункте

1.Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от
29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Письмом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.06.2013 г. №ИР-535/07
«О коррекционном инклюзивном образовании детей», Письмом Министерства
Образования Российской Федерации от 14.12.2000 г. №2 «Об организации работы
логопедического пункта общеобразовательного учреждения», Уставом Учреждения.
1.2. Положение о логопедическом пункте Муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения детского сада № 508 (далее – Логопедический пункт)
определяет порядок организации логопедического пункта как структурного
подразделения муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
детский сад №508(далее - Учреждение).
1.3. Логопедический пункт создается в Учреждении органами управления образования
при наличии соответствующих нормативно-правовых, материально-технических,
программно-методических и кадровых условий в целях оказания помощи в достижении
детьми дошкольного возраста, имеющими первичные нарушения в развитии устной речи,
уровня речевого развития, необходимого и достаточного для успешного усвоения ими
образовательных программ дошкольного образования и создания равных стартовых
возможностей обучения в начальной школе.
1.4. Для организации деятельности Логопедического пункта в штатное расписание
Учреждении вводится должность учителя-логопеда (из расчета не более 20 детей с
нарушениями речи в возрасте 5-7 лет на одну ставку).
1.6. Целью деятельности Логопедического пункта является раннее выявление и
преодоление отклонений в развитии устной речи детей дошкольного возраста.
1.7. Основными задачами Логопедического пункта являются:
- осуществление диагностики речевого развития детей;
- определение и реализация индивидуального маршрута коррекции и (или) компенсации
речевого дефекта с учетом его структуры, степени тяжести, обусловленности, а также
индивидуально-личностных особенностей детей;
- взаимодействие с территориальными психолого-медико-педагогическими комиссиями
(далее ТПМПК);
- организация взаимодействия всех субъектов коррекционно-образовательного процесса в
реализации комплексного подхода при реабилитации детей с проблемами речевого
развития;
- распространение логопедических знаний среди педагогов и родителей с целью
профилактики речевых нарушений у детей, а также для оптимизации процесса
логопедического воздействия.
2. Основные направления деятельности Логопедического пункта
2.1. Диагностическое:
- выявление нарушений в развитии устной речи (первичного характера) у детей
дошкольного возраста и осуществление мониторинга, динамики коррекционного
процесса, их успешности в освоении образовательной программы дошкольного
образования.
2.2. Коррекционно-развивающее:
- создание условий для эффективной коррекции и компенсации недостатков устной речи
(первичного характера) детей дошкольного возраста с учетом их ведущего вида
деятельности;

2

- обеспечение индивидуально ориентированной логопедической помощи воспитанникам с
нарушениями устной речи (первичного характера) с учетом психологических и (или)
физиологических и индивидуальных возможностей.
2.3. Профилактическое:
- создание условий, направленных на профилактику нарушений в развитии устной и
формировании основ письменной речи детей дошкольного возраста.
2.4. Информационно-методическое:
- составление проектов индивидуальных маршрутов коррекции и компенсации речевых
нарушений разной степени тяжести, различной обусловленности;
- оказание консультативной помощи педагогам и родителям (законным представителям)
детей в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста;
- организация взаимодействия всех субъектов коррекционно-развивающего процесса;
- организация и систематизация методического фонда логопедического пункта в
соответствии с требованиями к его оснащению;
- сбор информации о деятельности логопедического пункта и её анализ.
3. Организация комплектования Логопедического пункта
3.1. Комплектование логопедического пункта осуществляется на основании заключений
ТПМПК и ППк Учреждения следующего характера:
- ФНР (фонетическое или фонематическое нарушение речи);
- ФФНР (фонетико-фонематическое нарушение речи);
- ОНР (общее недоразвитие речи) II, III уровней у детей с различной клинической
обусловленностью: дислалией, дизартрией, алалией.
3.2. Список детей, нуждающихся в логопедической помощи, составляется на основе
логопедического обследования, которое проводится учителем-логопедом Учреждения
ежегодно с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая, а также по мере необходимости в течение
года. Результаты обследования фиксируются в Журнале обследования речи детей.
3.3. Зачисление детей в логопедический пункт осуществляется в порядке очереди согласно
Журналу регистрации заключений и рекомендаций специалистов и коллегиального
заключения, и рекомендаций ППк и рассматривается на заседании постоянно
действующего психолого-педагогического консилиума (ППк) Учреждения. По решению
ППк обследованные дети направляются в районную поликлинику с диспансерными
листами для прохождения специалистов и последующего зачисления в логопедический
пункт Учреждения, а дети с общим недоразвитием речи с выпиской от специалистов
направляются в ТПМПК.
3.4. Список детей, зачисленных в логопедический пункт, создается учителем-логопедом,
утверждается руководителем Учреждения. Зачисление в логопедический пункт возможно
только с письменного заявления родителей (законных представителей). Родители
(законные представители) имеют право отказаться от зачисления в логопедический пункт,
отказ фиксируется в письменном виде. Движение детей на логопедическом пункте
фиксируется в журнале движения детей на логопедическом пункте.
3.5. На каждого зачисленного на логопедический пункт воспитанника заполняется речевая
карта.
3.6.Преимуществом при зачислении в логопедический пункт пользуются дети, недостатки
речи которых препятствуют успешному усвоению образовательных программ
Учреждения или вызывают появление вторичных нарушений социального характера; если
ребенок имеет вышеперечисленные сложные нарушения речи, учитель-логопед дает
рекомендации родителям (законным представителям) о необходимости проведения
комплексного обследования специалистами ТПМПК с целью решения вопроса о его
переводе в дошкольное учреждение, в котором функционируют логопедические группы,
для достижения максимального эффекта в работе по коррекции речевых нарушений.
3

3.7. Основной формой организации работы с воспитанниками на логопедическом пункте
являются индивидуальные и подгрупповые занятия. Предельная наполняемость
подгруппы детей устанавливается в зависимости от характера нарушения развития устной
речи, возраста обучающихся и составляет от 2-х до 6-ти детей. Состав подгруппы в
течение года может изменяться в зависимости от конкретных целей или иного этапа
обучения.
3.8.Продолжительность занятий не должна превышать время, предусмотренное
физиологическими особенностями возраста детей и «Санитарно-эпидемиологическими
требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных
образовательных организаций» 2.4.1.3049-13. Периодичность индивидуальных и
подгрупповых занятий зависит от характера нарушения речевого развития и должна
составлять не менее 1-3 раз в неделю с каждым ребенком. Содержание работы и
периодичность посещения индивидуально каждого воспитанника фиксируется в журнале
учета логопедической работы.
3.9. Начало и продолжительность учебного года в логопедическом пункте соответствует
работе Учреждения.
3.10.Посещение детьми занятий на логопедическом пункте фиксируется в журнале
посещения детей.
3.11. Все дети, принятые на занятия, регистрируются в списке детей с недостатками речи,
для последующего распределения по индивидуальным и подгрупповым занятиям.
Подгруппы комплектуются детьми с однородными нарушениями речи:
- с общим недоразвитием речи (ОНР) — до 3-5 человек;
- с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР) — до 5-6 человек;
- с ФНР - до 5-6 человек.
3.12.Основными формами организации логопедической работы являются индивидуальные
и групповые занятия, количество и продолжительность которых зависит от
психофизических и возрастных особенностей ребенка (индивидуальное 15-20 минут,
подгрупповое 25-30 минут. Темы групповых и индивидуальных занятий с детьми и учет
посещаемости детей отражаются в журнале логопедических занятий.
3.13.Периодичность и продолжительность занятий зависят от режима работы
Учреждения, а также от степени тяжести речевого нарушения:
- групповое занятие с детьми, имеющими ОНР различной клинической обусловленности
провдятся не менее 3 раз в неделю;
- с группой детей, имеющими ФНР и ФФНР не менее 2 раз в неделю;
- индивидуальные занятия со всеми детьми 2 раза в неделю.
3.14.Выпуск воспитанников осуществляется в течение всего учебного года по мере
устранения дефектов речи.
3.15.В случае длительного отсутствия положительной динамики родителям ребенка
(законным представителям) может быть рекомендовано обратиться в соответствующие
лечебно-профилактические учреждения для обследования врачами-специалистами
(неврологом, психиатром, отоларингологом и другими) или в психолого-медикопедагогическую комиссию для уточнения диагноза.
3.16.Ответственность за посещение детьми занятий на логопедическом пункте несет
учитель-логопед.
3.17.Распределение рабочего времени учителя-логопеда осуществляется следующим
образом: 75% - работа с детьми, 15 % - консультативно - методическая работа, 10 % работа с документацией.
3.18.Для логопедического пункта выделяется отдельный кабинет (помещение),
отвечающий
санитарно-гигиеническим
требованиям.
Логопедический
пункт
обеспечивается оборудованием согласно нормативным требованиям.

4

3.19.Родители (законные представители) имеют право защищать законные права и
интересы детей, знакомиться с материалами обследования детей, рекомендациями,
получать консультативную помощь.
4. Документация логопедического пункта
В логопедическом пункте ведется следующая документация:
4.1.годовой план деятельности учителя-логопеда.
4.2.календарно-тематический план индивидуальных и подгрупповых занятий.
4.3.паспорт логопедического кабинета.
4.4.журнал обследования речи детей.
речевые карты.
4.5.индивидуальные речевые маршруты.
4.6.журнал учета консультативной помощи родителям и педагогов.
4.7.журнал посещения детей.
4.8.расписание занятий и циклограмма рабочего времени.
4.9.аналитические справки по результатам деятельности за год.
5.Заключительное положение
5.1. Настоящее Положение вступает в силу с момента его принятия на Педагогическом
совете и утверждения приказом заведующего Учреждения.
5.2. Изменения и дополнения в настоящее Положение вносятся в том же порядке, что и
при его первичном принятии.
5.3. Срок данного положения не ограничен. Положение действует до принятия нового.

5


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».