1.Общие положения 1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.06.2013 г. №ИР-535/07 «О коррекционном инклюзивном образовании детей», Письмом Министерства Образования Российской Федерации от 14.12.2000 г. №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения», Уставом Учреждения. 1.2. Положение о логопедическом пункте Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 508 (далее – Логопедический пункт) определяет порядок организации логопедического пункта как структурного подразделения муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №508(далее - Учреждение). 1.3. Логопедический пункт создается в Учреждении органами управления образования при наличии соответствующих нормативно-правовых, материально-технических, программно-методических и кадровых условий в целях оказания помощи в достижении детьми дошкольного возраста, имеющими первичные нарушения в развитии устной речи, уровня речевого развития, необходимого и достаточного для успешного усвоения ими образовательных программ дошкольного образования и создания равных стартовых возможностей обучения в начальной школе. 1.4. Для организации деятельности Логопедического пункта в штатное расписание Учреждении вводится должность учителя-логопеда (из расчета не более 20 детей с нарушениями речи в возрасте 5-7 лет на одну ставку). 1.6. Целью деятельности Логопедического пункта является раннее выявление и преодоление отклонений в развитии устной речи детей дошкольного возраста. 1.7. Основными задачами Логопедического пункта являются: - осуществление диагностики речевого развития детей; - определение и реализация индивидуального маршрута коррекции и (или) компенсации речевого дефекта с учетом его структуры, степени тяжести, обусловленности, а также индивидуально-личностных особенностей детей; - взаимодействие с территориальными психолого-медико-педагогическими комиссиями (далее ТПМПК); - организация взаимодействия всех субъектов коррекционно-образовательного процесса в реализации комплексного подхода при реабилитации детей с проблемами речевого развития; - распространение логопедических знаний среди педагогов и родителей с целью профилактики речевых нарушений у детей, а также для оптимизации процесса логопедического воздействия. 2. Основные направления деятельности Логопедического пункта 2.1. Диагностическое: - выявление нарушений в развитии устной речи (первичного характера) у детей дошкольного возраста и осуществление мониторинга, динамики коррекционного процесса, их успешности в освоении образовательной программы дошкольного образования. 2.2. Коррекционно-развивающее: - создание условий для эффективной коррекции и компенсации недостатков устной речи (первичного характера) детей дошкольного возраста с учетом их ведущего вида деятельности; 2 - обеспечение индивидуально ориентированной логопедической помощи воспитанникам с нарушениями устной речи (первичного характера) с учетом психологических и (или) физиологических и индивидуальных возможностей. 2.3. Профилактическое: - создание условий, направленных на профилактику нарушений в развитии устной и формировании основ письменной речи детей дошкольного возраста. 2.4. Информационно-методическое: - составление проектов индивидуальных маршрутов коррекции и компенсации речевых нарушений разной степени тяжести, различной обусловленности; - оказание консультативной помощи педагогам и родителям (законным представителям) детей в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста; - организация взаимодействия всех субъектов коррекционно-развивающего процесса; - организация и систематизация методического фонда логопедического пункта в соответствии с требованиями к его оснащению; - сбор информации о деятельности логопедического пункта и её анализ. 3. Организация комплектования Логопедического пункта 3.1. Комплектование логопедического пункта осуществляется на основании заключений ТПМПК и ППк Учреждения следующего характера: - ФНР (фонетическое или фонематическое нарушение речи); - ФФНР (фонетико-фонематическое нарушение речи); - ОНР (общее недоразвитие речи) II, III уровней у детей с различной клинической обусловленностью: дислалией, дизартрией, алалией. 3.2. Список детей, нуждающихся в логопедической помощи, составляется на основе логопедического обследования, которое проводится учителем-логопедом Учреждения ежегодно с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая, а также по мере необходимости в течение года. Результаты обследования фиксируются в Журнале обследования речи детей. 3.3. Зачисление детей в логопедический пункт осуществляется в порядке очереди согласно Журналу регистрации заключений и рекомендаций специалистов и коллегиального заключения, и рекомендаций ППк и рассматривается на заседании постоянно действующего психолого-педагогического консилиума (ППк) Учреждения. По решению ППк обследованные дети направляются в районную поликлинику с диспансерными листами для прохождения специалистов и последующего зачисления в логопедический пункт Учреждения, а дети с общим недоразвитием речи с выпиской от специалистов направляются в ТПМПК. 3.4. Список детей, зачисленных в логопедический пункт, создается учителем-логопедом, утверждается руководителем Учреждения. Зачисление в логопедический пункт возможно только с письменного заявления родителей (законных представителей). Родители (законные представители) имеют право отказаться от зачисления в логопедический пункт, отказ фиксируется в письменном виде. Движение детей на логопедическом пункте фиксируется в журнале движения детей на логопедическом пункте. 3.5. На каждого зачисленного на логопедический пункт воспитанника заполняется речевая карта. 3.6.Преимуществом при зачислении в логопедический пункт пользуются дети, недостатки речи которых препятствуют успешному усвоению образовательных программ Учреждения или вызывают появление вторичных нарушений социального характера; если ребенок имеет вышеперечисленные сложные нарушения речи, учитель-логопед дает рекомендации родителям (законным представителям) о необходимости проведения комплексного обследования специалистами ТПМПК с целью решения вопроса о его переводе в дошкольное учреждение, в котором функционируют логопедические группы, для достижения максимального эффекта в работе по коррекции речевых нарушений. 3 3.7. Основной формой организации работы с воспитанниками на логопедическом пункте являются индивидуальные и подгрупповые занятия. Предельная наполняемость подгруппы детей устанавливается в зависимости от характера нарушения развития устной речи, возраста обучающихся и составляет от 2-х до 6-ти детей. Состав подгруппы в течение года может изменяться в зависимости от конкретных целей или иного этапа обучения. 3.8.Продолжительность занятий не должна превышать время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» 2.4.1.3049-13. Периодичность индивидуальных и подгрупповых занятий зависит от характера нарушения речевого развития и должна составлять не менее 1-3 раз в неделю с каждым ребенком. Содержание работы и периодичность посещения индивидуально каждого воспитанника фиксируется в журнале учета логопедической работы. 3.9. Начало и продолжительность учебного года в логопедическом пункте соответствует работе Учреждения. 3.10.Посещение детьми занятий на логопедическом пункте фиксируется в журнале посещения детей. 3.11. Все дети, принятые на занятия, регистрируются в списке детей с недостатками речи, для последующего распределения по индивидуальным и подгрупповым занятиям. Подгруппы комплектуются детьми с однородными нарушениями речи: - с общим недоразвитием речи (ОНР) — до 3-5 человек; - с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР) — до 5-6 человек; - с ФНР - до 5-6 человек. 3.12.Основными формами организации логопедической работы являются индивидуальные и групповые занятия, количество и продолжительность которых зависит от психофизических и возрастных особенностей ребенка (индивидуальное 15-20 минут, подгрупповое 25-30 минут. Темы групповых и индивидуальных занятий с детьми и учет посещаемости детей отражаются в журнале логопедических занятий. 3.13.Периодичность и продолжительность занятий зависят от режима работы Учреждения, а также от степени тяжести речевого нарушения: - групповое занятие с детьми, имеющими ОНР различной клинической обусловленности провдятся не менее 3 раз в неделю; - с группой детей, имеющими ФНР и ФФНР не менее 2 раз в неделю; - индивидуальные занятия со всеми детьми 2 раза в неделю. 3.14.Выпуск воспитанников осуществляется в течение всего учебного года по мере устранения дефектов речи. 3.15.В случае длительного отсутствия положительной динамики родителям ребенка (законным представителям) может быть рекомендовано обратиться в соответствующие лечебно-профилактические учреждения для обследования врачами-специалистами (неврологом, психиатром, отоларингологом и другими) или в психолого-медикопедагогическую комиссию для уточнения диагноза. 3.16.Ответственность за посещение детьми занятий на логопедическом пункте несет учитель-логопед. 3.17.Распределение рабочего времени учителя-логопеда осуществляется следующим образом: 75% - работа с детьми, 15 % - консультативно - методическая работа, 10 % работа с документацией. 3.18.Для логопедического пункта выделяется отдельный кабинет (помещение), отвечающий санитарно-гигиеническим требованиям. Логопедический пункт обеспечивается оборудованием согласно нормативным требованиям. 4 3.19.Родители (законные представители) имеют право защищать законные права и интересы детей, знакомиться с материалами обследования детей, рекомендациями, получать консультативную помощь. 4. Документация логопедического пункта В логопедическом пункте ведется следующая документация: 4.1.годовой план деятельности учителя-логопеда. 4.2.календарно-тематический план индивидуальных и подгрупповых занятий. 4.3.паспорт логопедического кабинета. 4.4.журнал обследования речи детей. речевые карты. 4.5.индивидуальные речевые маршруты. 4.6.журнал учета консультативной помощи родителям и педагогов. 4.7.журнал посещения детей. 4.8.расписание занятий и циклограмма рабочего времени. 4.9.аналитические справки по результатам деятельности за год. 5.Заключительное положение 5.1. Настоящее Положение вступает в силу с момента его принятия на Педагогическом совете и утверждения приказом заведующего Учреждения. 5.2. Изменения и дополнения в настоящее Положение вносятся в том же порядке, что и при его первичном принятии. 5.3. Срок данного положения не ограничен. Положение действует до принятия нового. 5