Профессиональный стандарт педагога.pdf

Приказ Минтруда России от
18.10.2013 N 544н
"Об утверждении
профессионального стандарта
"Педагог (педагогическая
деятельность в сфере дошкольного,
начального общего, основного
общего, среднего общего
образования) (воспитатель,
учитель)"
(Зарегистрировано в Минюсте
России 06.12.2013 N 30550)
Документ предоставлен КонсультантПлюс
www.consultant.ru
Дата сохранения: 18.12.2013

Зарегистрировано в Минюсте России 6 декабря 2013 г.
N 30550

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 18 октября 2013 г. N 544н
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
СТАНДАРТА
"ПЕДАГОГ (ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В
СФЕРЕ ДОШКОЛЬНОГО,
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО, ОСНОВНОГО ОБЩЕГО,
СРЕДНЕГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ) (ВОСПИТАТЕЛЬ, УЧИТЕЛЬ)"
В
соответствии
с пунктом 22
Правил
разработки,
утверждения
и
применения
профессиональных
стандартов,
утвержденных
постановлением
Правительства
Российской
Федерации от 22 января 2013 г. N 23 (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2013, N 4,
ст. 293), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый профессиональный
стандарт "Педагог (педагогическая деятельность в
сфере дошкольного, начального общего, основного
общего, среднего общего образования) (воспитатель,
учитель)".
2. Установить, что профессиональный стандарт
"Педагог (педагогическая деятельность в сфере
дошкольного, начального общего, основного общего,

среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"
применяется работодателями при формировании
кадровой политики и в управлении персоналом, при
организации обучения и аттестации работников,
заключении
трудовых
договоров,
разработке
должностных инструкций и установлении систем
оплаты труда с 1 января 2015 года.
Министр
М.А.ТОПИЛИН

Утвержден
приказом Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 18 октября 2013 г. N 544н
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПЕДАГОГ
(ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОШКОЛЬНОМ, НАЧАЛЬНОМ ОБЩЕМ,
ОСНОВНОМ ОБЩЕМ, СРЕДНЕМ ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ)
(ВОСПИТАТЕЛЬ, УЧИТЕЛЬ)
┌────────────────┐
│
1
│
└────────────────┘
Регистрационный
номер

I. Общие сведения
Дошкольное образование
Начальное общее образование
Основное общее образование
Среднее общее образование
─────────────────────────────────────────────────────────────
(наименование вида профессиональной деятельности)

Основная цель вида профессиональной деятельности:

┌──────────┐
│
│
│
│
│ 01.001 │
│
│
└──────────┘
Код

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│Оказание образовательных услуг по основным общеобразовательным программам│
│образовательными организациями (организациями, осуществляющими обучение) │
└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

Группа занятий:

2320

Преподаватели в
средней школе

3320

Персонал дошкольного
воспитания и образования

2340

Преподаватели в
системе специального
образования

3330

Преподавательский
персонал специального
обучения

3310

Преподавательский
персонал начального
образования

(код ОКЗ
<1>)

(наименование)

(код ОКЗ)

(наименование)

Отнесение к видам экономической деятельности:

80.10.1.

Услуги в области дошкольного и начального общего образования

80.21.1.

Услуги в области основного общего и среднего (полного) общего
образования

(код КВЭД
<2>)

(наименование вида экономической деятельности)

II. Описание трудовых функций, входящих
в профессиональный стандарт (функциональная карта вида
профессиональной деятельности)

Обобщенные трудовые функции
код

наименование

уровень
квалификац
ии

Трудовые функции
наименование

код

уровень
(подуровень
)
квалификац

ии
A

B

Педагогическая
деятельность по
проектированию и
реализации
образовательного
процесса в
образовательных
организациях
дошкольного,
начального
общего, основного
общего, среднего
общего
образования

6

Педагогическая
деятельность по
проектированию и

5-6

Общепедагогичес A/01.6
кая функция.
Обучение

6

Воспитательная
деятельность

A/02.6

6

Развивающая
деятельность

A/03.6

6

Педагогическая
деятельность по
реализации

B/01.5

5

реализации
основных
общеобразовател
ьных программ

программ
дошкольного
образования
Педагогическая
деятельность по
реализации
программ
начального
общего
образования

B/02.6

6

Педагогическая
деятельность по
реализации
программ
основного и
среднего общего
образования

B/03.6

6

Модуль

B/04.6

6

"Предметное
обучение.
Математика"
Модуль
"Предметное
обучение.
Русский язык"

B/05.6

6

III. Характеристика обобщенных трудовых функций
3.1. Обобщенная трудовая функция

Наименован Педагогическая деятельность по Код
ие
проектированию и реализации
образовательного процесса в
образовательных организациях
дошкольного,
начального
общего,
основного
общего,
среднего общего образования

A

Уровень
квалификац
ии

6

Происхождение
обобщенной
трудовой
функции

Оригинал

X

Заимствовано
из оригинала

Код
Регистрацион
оригинала
ный номер
профессиона
льного
стандарта
Возможные
наименования
должностей

Учитель,
Воспитатель

Требования к
образованию и
обучению

Высшее профессиональное образование или среднее
профессиональное образование по
направлениям
подготовки "Образование и педагогика" или в области,

соответствующей
преподаваемому
предмету
(с
последующей профессиональной переподготовкой по
профилю педагогической деятельности), либо высшее
профессиональное
образование
или
среднее
профессиональное образование и дополнительное
профессиональное
образование
по
направлению
деятельности в образовательной организации
Требования к
опыту
практической
работы

Требования к
предъявляются

опыту

практической

работы

не

Особые условия
допуска к работе

К педагогической деятельности не допускаются лица:
лишенные
права
заниматься
педагогической
деятельностью в соответствии с вступившим в законную
силу приговором суда;
имеющие или имевшие судимость за преступления,
состав и виды которых установлены законодательством
Российской Федерации;

признанные
недееспособными
в
установленном
федеральным законом порядке;
имеющие заболевания, предусмотренные установленным
перечнем
Дополнительные характеристики

Наименование
документа
ОКЗ

Код

Наименование базовой группы,
должности (профессии) или
специальности

2320

Преподаватели в средней школе

2340

Преподаватели в системе специального
образования

3310

Преподавательский персонал начального
образования

3320

Персонал дошкольного воспитания и
образования

3330

Преподавательский персонал
специального обучения

ЕКС <3>

-

Учитель
Воспитатель

ОКСО <4>

050000

Образование и педагогика

3.1.1. Трудовая функция

Наименован Общепедагогическая
ие
функция. Обучение

Происхождение
трудовой
функции

Оригинал

X

Код A/01.6

Уровень
(подуровень)
квалификации

6

Заимствовано
из оригинала
Код
Регистрацион
оригинала
ный номер

профессиона
льного
стандарта
Трудовые
действия

Разработка и реализация программ учебных дисциплин в
рамках основной общеобразовательной программы
Осуществление
профессиональной
деятельности
в
соответствии с требованиями федеральных государственных
образовательных стандартов дошкольного, начального
общего, основного общего, среднего общего образования
Участие в разработке и реализации программы развития
образовательной организации в целях создания безопасной и
комфортной образовательной среды
Планирование и проведение учебных занятий
Систематический анализ эффективности учебных занятий и
подходов к обучению

Организация, осуществление контроля и оценки учебных
достижений, текущих и итоговых результатов освоения
основной образовательной программы обучающимися
Формирование универсальных учебных действий
Формирование
навыков,
связанных
с
информационно-коммуникационными технологиями (далее ИКТ)
Формирование мотивации к обучению
Объективная оценка знаний обучающихся на основе
тестирования и других методов контроля в соответствии с
реальными учебными возможностями детей
Необходимые
умения

Владеть формами и методами обучения, в том числе
выходящими за рамки учебных занятий: проектная
деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика
и т.п.
Объективно оценивать знания

обучающихся

на

основе

тестирования и других методов контроля в соответствии с
реальными учебными возможностями детей
Разрабатывать (осваивать) и применять современные
психолого-педагогические технологии, основанные на знании
законов развития личности и поведения в реальной и
виртуальной среде
Использовать и апробировать специальные подходы к
обучению в целях включения в образовательный процесс
всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в
образовании: обучающихся,
проявивших
выдающиеся
способности; обучающихся, для которых русский язык не
является
родным;
обучающихся
с
ограниченными
возможностями здоровья
Владеть ИКТ-компетентностями:
общепользовательская ИКТ-компетентность;
общепедагогическая ИКТ-компетентность;
предметно-педагогическая ИКТкомпетентность (отражающая
профессиональную ИКТ-компетентность

соответствующей области человеческой
деятельности)

Организовывать различные виды внеурочной деятельности:
игровую,
учебно-исследовательскую,
художественно-продуктивную, культурно-досуговую с учетом
возможностей
образовательной
организации,
места
жительства и историко-культурного своеобразия региона
Необходимые
знания

Преподаваемый
предмет
в
пределах
требований
федеральных государственных образовательных стандартов
и основной общеобразовательной программы, его истории и
места в мировой культуре и науке
История, теория, закономерности и принципы построения и
функционирования образовательных систем, роль и место
образования в жизни личности и общества
Основные закономерности возрастного развития, стадии и
кризисы развития, социализация личности, индикаторы
индивидуальных особенностей траекторий жизни, их
возможные девиации, а также основы их психодиагностики

Основы психодидактики, поликультурного образования,
закономерностей поведения в социальных сетях
Пути достижения образовательных результатов и способы
оценки результатов обучения
Основы методики преподавания, основные принципы
деятельностного подхода, виды и приемы современных
педагогических технологий
Рабочая программа и методика
предмету

обучения

по

данному

Приоритетные направления развития образовательной
системы Российской Федерации, законов и иных нормативных
правовых актов,
регламентирующих
образовательную
деятельность в Российской Федерации, нормативных
документов по вопросам обучения и воспитания детей и
молодежи, федеральных государственных образовательных
стандартов дошкольного, начального общего, основного
общего, среднего общего образования, законодательства о

правах ребенка, трудового законодательства
Нормативные документы по вопросам обучения и воспитания
детей и молодежи
Конвенция о правах ребенка
Трудовое законодательство
Другие
Соблюдение правовых, нравственных и этических норм,
характеристик требований профессиональной этики
и
3.1.2. Трудовая функция

Наименован Воспитательная
ие
деятельность

Происхождение

Оригинал

Код A/02.6

X

Заимствовано

Уровень
(подуровень)
квалификации

6

трудовой
функции

из оригинала
Код
Регистрацион
оригинала
ный номер
профессиона
льного
стандарта

Трудовые
действия

Регулирование поведения обучающихся для обеспечения
безопасной образовательной среды
Реализация современных, в том числе интерактивных,
форм и методов воспитательной работы, используя их как
на занятии, так и во внеурочной деятельности
Постановка воспитательных целей, способствующих
развитию обучающихся, независимо от их способностей и
характера
Определение и

принятие

четких

правил

поведения

обучающимися в соответствии с уставом образовательной
организации и правилами внутреннего распорядка
образовательной организации
Проектирование и реализация воспитательных программ
Реализация воспитательных возможностей различных
видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой,
спортивной, художественной и т.д.)
Проектирование ситуаций и событий, развивающих
эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру
переживаний и ценностные ориентации ребенка)
Помощь и поддержка в организации
ученических органов самоуправления

деятельности

Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций
жизни образовательной организации
Развитие у обучающихся познавательной
самостоятельности,
инициативы,

активности,
творческих

способностей, формирование гражданской позиции,
способности к труду и жизни в условиях современного
мира, формирование у обучающихся культуры здорового и
безопасного образа жизни
Формирование толерантности и навыков поведения в
изменяющейся поликультурной среде
Использование конструктивных воспитательных усилий
родителей (законных представителей) обучающихся,
помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка
Необходимые
умения

Строить воспитательную деятельность
с
учетом
культурных
различий
детей,
половозрастных
и
индивидуальных особенностей
Общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и
принимая их
Создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и
т.п.)
разновозрастные
детско-взрослые
общности
обучающихся, их родителей (законных представителей) и

педагогических работников
Управлять учебными группами с целью вовлечения
обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя
их учебно-познавательную деятельность
Анализировать реальное состояние дел в учебной группе,
поддерживать
в
детском
коллективе
деловую,
дружелюбную атмосферу
Защищать достоинство и интересы обучающихся,
помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации
и/или неблагоприятных условиях
Находить ценностный аспект учебного знания и
информации обеспечивать его понимание и переживание
обучающимися
Владеть методами организации экскурсий, походов и
экспедиций и т.п.
Сотрудничать с другими педагогическими работниками и

другими специалистами в решении воспитательных задач
Необходимые
знания

Основы законодательства о правах ребенка, законы в
сфере образования и федеральные государственные
образовательные стандарты общего образования
История, теория, закономерности и принципы построения
и функционирования образовательных (педагогических)
систем, роль и место образования в жизни личности и
общества
Основы психодидактики, поликультурного образования,
закономерностей поведения в социальных сетях
Основные закономерности возрастного развития, стадии и
кризисы развития и социализации личности, индикаторы и
индивидуальные особенности траекторий жизни и их
возможные девиации, приемы их диагностики
Научное представление о результатах образования, путях
их достижения и способах оценки

Основы методики воспитательной работы, основные
принципы деятельностного подхода, виды и приемы
современных педагогических технологий
Нормативные правовые, руководящие и инструктивные
документы, регулирующие организацию и проведение
мероприятий за пределами территории образовательной
организации (экскурсий, походов и экспедиций)
Другие
характеристики

Соблюдение правовых, нравственных и этических норм,
требований профессиональной этики

3.1.3. Трудовая функция

Наименован Развивающая
ие
деятельность

Происхождение

Оригинал

Код A/03.6

X

Заимствовано

Уровень
(подуровень)
квалификации

6

трудовой
функции

из оригинала
Код
Регистрацион
оригинала
ный номер
профессиона
льного
стандарта

Трудовые
действия

Выявление в ходе наблюдения поведенческих
личностных проблем обучающихся,
связанных
особенностями их развития

и
с

Оценка параметров и проектирование психологически
безопасной и комфортной образовательной среды,
разработка программ профилактики различных форм
насилия в школе
Применение инструментария и методов диагностики и
оценки показателей уровня и динамики развития ребенка

Освоение и
применение
психолого-педагогических
технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для
адресной работы с различными контингентами учащихся:
одаренные дети, социально уязвимые дети, дети,
попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты,
дети-сироты, дети с особыми
образовательными
потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита
внимания и гиперактивностью и др.),
дети
с
ограниченными возможностями здоровья, дети
с
девиациями поведения, дети с зависимостью
Оказание адресной помощи обучающимся
Взаимодействие с другими специалистами в
психолого-медико-педагогического консилиума

рамках

Разработка (совместно с другими специалистами) и
реализация совместно с родителями
(законными
представителями) программ индивидуального развития
ребенка

Освоение и адекватное применение специальных
технологий и
методов,
позволяющих
проводить
коррекционно-развивающую работу
Развитие у обучающихся познавательной активности,
самостоятельности,
инициативы,
творческих
способностей, формирование гражданской позиции,
способности к труду и жизни в условиях современного
мира, формирование у обучающихся культуры здорового и
безопасного образа жизни
Формирование и реализация
программ
развития
универсальных учебных действий, образцов и ценностей
социального поведения, навыков поведения в мире
виртуальной
реальности
и
социальных
сетях,
формирование толерантности и позитивных образцов
поликультурного общения
Формирование системы
деятельности обучающихся

регуляции

поведения

и

Необходимые
умения

Владеть профессиональной установкой на оказание
помощи любому ребенку вне зависимости от его реальных
учебных возможностей, особенностей в поведении,
состояния психического и физического здоровья
Использовать в практике своей работы психологические
подходы: культурно-исторический, деятельностный и
развивающий
Осуществлять (совместно с психологом и другими
специалистами) психолого-педагогическое сопровождение
основных общеобразовательных программ
Понимать документацию специалистов
дефектологов, логопедов и т.д.)

(психологов,

Составить (совместно с психологом
и
другими
специалистами) психолого-педагогическую характеристику
(портрет) личности обучающегося
Разрабатывать
и
реализовывать
индивидуальные
образовательные маршруты, индивидуальные программы

развития
и
индивидуально-ориентированные
образовательные программы с учетом личностных и
возрастных особенностей обучающихся
Владеть
стандартизированными
методами
психодиагностики личностных характеристик и возрастных
особенностей обучающихся
Оценивать образовательные результаты: формируемые в
преподаваемом предмете предметные и метапредметные
компетенции, а также осуществлять (совместно с
психологом) мониторинг личностных характеристик
Формировать детско-взрослые сообщества
Необходимые
знания

Педагогические
закономерности
образовательного процесса

организации

Законы развития личности и проявления личностных
свойств, психологические законы периодизации и кризисов
развития

Теория и технологии учета возрастных особенностей
обучающихся
Закономерности
формирования
детско-взрослых
сообществ, их социально-психологических особенности и
закономерности развития детских и подростковых
сообществ
Основные
закономерности
семейных
позволяющие эффективно работать с
общественностью
Основы психодиагностики
отклонения в развитии детей

и

отношений,
родительской

основные

признаки

Социально-психологические
особенности
закономерности развития детско-взрослых сообществ
Другие
характеристики

и

Соблюдение правовых, нравственных и этических норм,
требований профессиональной этики

3.2. Обобщенная трудовая функция

Наименован Педагогическая деятельность по Код
ие
проектированию и реализации
основных
образовательных
программ
Происхождение
обобщенной
трудовой
функции

Оригинал

B

Уровень
квалификац
ии

5-6

X Заимствовано
из оригинала

Код
Регистрацион
оригинала
ный номер
профессиона
льного
стандарта
Возможные

Учитель,

наименования
должностей

Воспитатель

Требования к
образованию и
обучению

Высшее образование или среднее профессиональное
образование по направлениям подготовки "Образование и
педагогика"
или
в
области,
соответствующей
преподаваемому
предмету
(с
последующей
профессиональной
переподготовкой
по
профилю
педагогической деятельности), либо высшее образование
или среднее
профессиональное
образование
и
дополнительное профессиональное образование по
направлению
деятельности
в
образовательной
организации

Требования
опыту
практической
работы
Особые

к Требования к опыту практической работы не
предъявляются

условия К педагогической деятельности не допускаются лица:

допуска к работе

лишенные
права
заниматься
педагогической
деятельностью в соответствии с вступившим в законную
силу приговором суда;
имеющие или имевшие судимость за преступления,
состав и виды которых установлены законодательством
Российской Федерации;
признанные
недееспособными
в
установленном
федеральным законом порядке;
имеющие заболевания, предусмотренные установленным
перечнем

Дополнительные характеристики

Наименование
документа
ОКЗ

Код

Наименование базовой группы, должности
(профессии) или специальности

2320

Преподаватели в средней школе

2340

Преподаватели в системе специального
образования

3310

Преподавательский персонал начального
образования

3320

Персонал дошкольного воспитания и
образования

3330

Преподавательский персонал специального
обучения

ЕКС

-

Учитель
Воспитатель

ОКСО

050000 Образование и педагогика

3.2.1. Трудовая функция

Наименован Педагогическая
Код
ие
деятельность
по
реализации
программ
дошкольного образования

B/01.5

Уровень
(подуровень)
квалификации

5

Происхождение
трудовой
функции

Оригинал

X

Заимствовано
из оригинала
Код
Регистрацион
оригинала
ный номер
профессиона
льного
стандарта

Трудовые
действия

Участие в разработке основной общеобразовательной
программы образовательной организации в соответствии с
федеральным
государственным
образовательным
стандартом дошкольного образования
Участие в создании безопасной и психологически
комфортной образовательной среды образовательной
организации через обеспечение безопасности жизни
детей, поддержание эмоционального
благополучия

ребенка в период
организации

пребывания

в

образовательной

Планирование и реализация образовательной работы в
группе детей раннего и/или дошкольного возраста в
соответствии
с
федеральными
государственными
образовательными
стандартами
и
основными
образовательными программами
Организация и проведение педагогического мониторинга
освоения детьми образовательной программы и анализ
образовательной работы в группе детей раннего и/или
дошкольного возраста
Участие в планировании и корректировке образовательных
задач (совместно с психологом и другими специалистами)
по результатам мониторинга с учетом индивидуальных
особенностей развития каждого ребенка раннего и/или
дошкольного возраста
Реализация педагогических рекомендаций специалистов

(психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с
детьми,
испытывающими
трудности
в
освоении
программы,
а
также
с
детьми
с
особыми
образовательными потребностями
Развитие профессионально значимых компетенций,
необходимых для решения образовательных задач
развития детей раннего и дошкольного возраста с учетом
особенностей возрастных и индивидуальных особенностей
их развития
Формирование психологической готовности к школьному
обучению
Создание позитивного психологического климата в группе
и условий для доброжелательных отношений между
детьми, в том числе принадлежащими к разным
национально-культурным, религиозным общностям и
социальным слоям, а также с различными (в том числе
ограниченными) возможностями здоровья

Организация видов деятельности, осуществляемых в
раннем
и
дошкольном
возрасте:
предметной,
познавательно-исследовательской,
игры
(ролевой,
режиссерской,
с
правилом),
продуктивной;
конструирования, создания широких возможностей для
развития свободной игры детей, в том числе обеспечение
игрового времени и пространства
Организация конструктивного взаимодействия детей в
разных видах деятельности, создание условий для
свободного выбора детьми деятельности, участников
совместной деятельности, материалов
Активное использование недирективной помощи и
поддержка детской инициативы и самостоятельности в
разных видах деятельности
Организация образовательного процесса на основе
непосредственного общения с каждым ребенком с учетом
его особых образовательных потребностей

Необходимые
умения

Организовывать виды деятельности, осуществляемые в
раннем и дошкольном возрасте: предметная,
познавательно-исследовательская, игра (ролевая,
режиссерская, с правилом), продуктивная;
конструирование, создания широких возможностей для
развития свободной игры детей, в том числе обеспечения
игрового времени и пространства
Применять методы физического, познавательного и
личностного развития детей раннего и дошкольного
возраста в соответствии с образовательной программой
организации
Использовать
методы
и
средства
анализа
психолого-педагогического мониторинга, позволяющие
оценить результаты освоения детьми образовательных
программ, степень сформированности у них качеств,
необходимых для дальнейшего обучения и развития на
следующих уровнях обучения
Владеть всеми

видами

развивающих

деятельностей

дошкольника
(игровой,
познавательно-исследовательской)

продуктивной,

Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями
(законными
представителями)
детей
раннего
и
дошкольного возраста для решения образовательных
задач, использовать методы и средства для их
психолого-педагогического просвещения
Владеть
ИКТ-компетентностями,
необходимыми
и
достаточными для планирования, реализации и оценки
образовательной работы с детьми раннего и дошкольного
возраста
Необходимые
знания

Специфика дошкольного образования и особенностей
организации работы с детьми раннего и дошкольного
возраста
Основные
психологические
подходы:
культурно-исторический, деятельностный и личностный;
основы дошкольной педагогики, включая классические

системы дошкольного воспитания
Общие закономерности развития ребенка в раннем и
дошкольном возрасте
Особенности
становления
и
развития
деятельностей в раннем и дошкольном возрасте

детских

Основы теории
физического,
познавательного
и
личностного развития детей раннего и дошкольного
возраста
Современные
образования
Другие
характеристики

тенденции

развития

дошкольного

Соблюдение правовых, нравственных и этических норм,
требований профессиональной этики

3.2.2. Трудовая функция

Наименован Педагогическая

Код B/02.6

Уровень

6

ие

деятельность
реализации
начального
образования

Происхождение
трудовой
функции

Оригинал

по
программ
общего

X

(подуровень)
квалификации

Заимствовано
из оригинала
Код
Регистрацион
оригинала
ный номер
профессиона
льного
стандарта

Трудовые
действия

Проектирование образовательного процесса на основе
федерального
государственного
образовательного
стандарта начального общего образования с учетом
особенностей
социальной
ситуации
развития

первоклассника в связи с
переходом
деятельности от игровой к учебной

ведущей

Формирование у детей социальной позиции обучающихся
на всем протяжении обучения в начальной школе
Формирование метапредметных компетенций, умения
учиться и универсальных учебных действий до уровня,
необходимого для освоения образовательных программ
основного общего образования
Объективная
оценка
успехов
и
возможностей
обучающихся с учетом неравномерности индивидуального
психического развития детей младшего школьного
возраста, а также своеобразия динамики развития
учебной деятельности мальчиков и девочек
Организация учебного процесса с учетом своеобразия
социальной ситуации развития первоклассника
Корректировка учебной деятельности исходя из данных
мониторинга образовательных результатов с учетом

неравномерности индивидуального психического развития
детей младшего школьного возраста (в том числе в силу
различий в возрасте, условий дошкольного обучения и
воспитания), а также своеобразия динамики развития
мальчиков и девочек
Проведение в четвертом классе начальной школы (во
взаимодействии
с
психологом)
мероприятий
по
профилактике возможных трудностей адаптации детей к
учебно-воспитательному процессу в основной школе
Необходимые
умения

Реагировать на непосредственные по форме обращения
детей к учителю и распознавать за ними серьезные
личные проблемы
Ставить
различные
виды
учебных
задач
(учебно-познавательных,
учебно-практических,
учебно-игровых) и организовывать их решение (в
индивидуальной или групповой форме) в соответствии с
уровнем познавательного и личностного развития детей
младшего возраста, сохраняя при этом баланс

предметной
содержания

и

метапредметной

составляющей

их

Во
взаимодействии
с
родителями
(законными
представителями), другими педагогическими работниками
и психологами
проектировать
и
корректировать
индивидуальную
образовательную
траекторию
обучающегося в соответствии с задачами достижения
всех видов образовательных результатов (предметных,
метапредметных и личностных), выходящими за рамки
программы начального общего образования
Необходимые
знания

Основные и актуальные для современной системы
образования теории обучения, воспитания и развития
детей младшего школьного возрастов
Федеральные
государственные
образовательные
стандарты
и
содержание
примерных
основных
образовательных программ
Дидактические

основы,

используемые

в

учебно-воспитательном
технологий

процессе

образовательных

Существо заложенных в содержании используемых в
начальной школе учебных задач обобщенных способов
деятельности и системы знаний о природе, обществе,
человеке, технологиях
Особенности
региональных
условий,
в
которых
реализуется используемая основная образовательная
программа начального общего образования
Другие
характеристики

Соблюдение правовых, нравственных и этических норм,
требований профессиональной этики

3.2.3. Трудовая функция

Наименован Педагогическая
ие
деятельность
по
реализации
программ

Код B/03.6

Уровень
(подуровень)
квалификации

6

основного
и
среднего
общего образования
Происхождение
трудовой
функции

Оригинал

X

Заимствовано
из оригинала
Код
Регистрацион
оригинала
ный номер
профессиона
льного
стандарта

Трудовые
действия

Формирование общекультурных компетенций и понимания
места предмета в общей картине мира
Определение на основе анализа учебной деятельности
обучающегося оптимальных (в том или ином предметном
образовательном контексте) способов его обучения и

развития
Определение совместно с обучающимся, его родителями
(законными представителями), другими участниками
образовательного
процесса
(педагог-психолог,
учитель-дефектолог, методист и т.д.) зоны
его
ближайшего развития, разработка и реализация (при
необходимости)
индивидуального
образовательного
маршрута и индивидуальной программы развития
обучающихся
Планирование специализированного образовательного
процесса для группы, класса
и/или
отдельных
контингентов
обучающихся
с
выдающимися
способностями
и/или
особыми
образовательными
потребностями на основе имеющихся типовых программ и
собственных разработок с учетом специфики состава
обучающихся, уточнение и модификация планирования
Применение специальных языковых программ (в том
числе русского как иностранного), программ повышения

языковой культуры и развития навыков поликультурного
общения
Совместное с учащимися использование иноязычных
источников
информации,
инструментов
перевода,
произношения
Организация
олимпиад,
конференций,
турниров
математических и лингвистических игр в школе и др.
Необходимые
умения

Применять современные образовательные технологии,
включая
информационные,
а
также
цифровые
образовательные ресурсы
Проводить учебные занятия, опираясь на достижения в
области педагогической и
психологической
наук,
возрастной физиологии и школьной гигиены, а также
современных информационных технологий и методик
обучения
Планировать
соответствии

и
с

осуществлять
основной

учебный процесс в
общеобразовательной

программой
Разрабатывать рабочую программу по предмету, курсу на
основе примерных основных общеобразовательных
программ и обеспечивать ее выполнение
Организовать
самостоятельную
деятельность
обучающихся, в том числе исследовательскую
Разрабатывать и реализовывать проблемное обучение,
осуществлять связь обучения по предмету (курсу,
программе) с практикой, обсуждать с обучающимися
актуальные события современности
Осуществлять контрольно-оценочную
образовательном процессе

деятельность

в

Использовать современные способы оценивания в
условиях информационно-коммуникационных технологий
(ведение электронных форм документации, в том числе
электронного журнала и дневников обучающихся)

Использовать разнообразные формы, приемы, методы и
средства обучения, в том числе по индивидуальным
учебным планам, ускоренным курсам в
рамках
федеральных
государственных
образовательных
стандартов основного общего образования и среднего
общего образования
Владеть основами работы с текстовыми редакторами,
электронными таблицами, электронной почтой
и
браузерами, мультимедийным оборудованием
Владеть
позиции

методами

убеждения,

аргументации

своей

Устанавливать контакты с обучающимися разного
возраста и их родителями (законными представителями),
другими педагогическими и иными работниками
Владеть технологиями диагностики причин конфликтных
ситуаций, их профилактики и разрешения
Необходимые

Основы

общетеоретических

дисциплин

в

объеме,

знания

необходимых
для
решения
педагогических,
научно-методических и организационно-управленческих
задач (педагогика, психология, возрастная физиология;
школьная гигиена; методика преподавания предмета)
Программы и учебники по преподаваемому предмету
Теория и методы управления
образовательными
системами, методика учебной и воспитательной работы,
требования к оснащению и оборудованию учебных
кабинетов и подсобных помещений к ним, средства
обучения и их дидактические возможности
Современные педагогические технологии реализации
компетентностного подхода с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей обучающихся
Методы
и
технологии
поликультурного,
дифференцированного и развивающего обучения
Основы экологии, экономики, социологии

Правила внутреннего распорядка
Правила по охране труда и требования к безопасности
образовательной среды
Другие
характеристики

Соблюдение правовых, нравственных и этических норм,
требований профессиональной этики

3.2.4. Трудовая функция

Наименован Модуль
"Предметное
ие
обучение. Математика"

Происхождение
трудовой
функции

Оригинал

X

Код B/04.6

Уровень
(подуровень)
квалификации

6

Заимствовано
из оригинала
Код
Регистрацион
оригинала
ный номер

профессиона
льного
стандарта
Трудовые
действия

Формирование способности к логическому рассуждению и
коммуникации, установки на
использование
этой
способности, на ее ценность
Формирование способности к
постижению
основ
математических моделей реального объекта
или
процесса, готовности к применению моделирования для
построения объектов и процессов, определения или
предсказания их свойств
Формирование конкретных знаний, умений и навыков в
области математики и информатики
Формирование
внутренней
(мысленной)
модели
математической ситуации (включая пространственный
образ)

Формирование у обучающихся умения
математическое
доказательство,
опровергающий пример

проверять
приводить

Формирование у обучающихся
умения
выделять
подзадачи в задаче, перебирать возможные варианты
объектов и действий
Формирование у обучающихся умения пользоваться
заданной математической моделью, в
частности,
формулой, геометрической конфигурацией, алгоритмом,
оценивать
возможный
результат
моделирования
(например - вычисления)
Формирование
материальной
и
информационной
образовательной среды,
содействующей
развитию
математических способностей каждого ребенка
и
реализующей принципы современной педагогики
Формирование у обучающихся умения применять средства
информационно-коммуникационных технологий в решении

задачи там, где это эффективно
Формирование
способности
преодолевать
интеллектуальные трудности, решать принципиально
новые задачи, проявлять уважение к интеллектуальному
труду и его результатам
Сотрудничество с другими учителями математики
информатики, физики, экономики, языков и др.

и

Развитие инициативы обучающихся по использованию
математики
Профессиональное
использование
элементов
информационной образовательной среды с учетом
возможностей применения новых элементов такой среды,
отсутствующих
в
конкретной
образовательной
организации
Использование в работе с детьми информационных
ресурсов, в том числе ресурсов дистанционного обучения,
помощь детям в освоении
и
самостоятельном

использовании этих ресурсов
Содействие в подготовке обучающихся к участию в
математических
олимпиадах,
конкурсах,
исследовательских
проектах,
интеллектуальных
марафонах, шахматных
турнирах
и
ученических
конференциях
Формирование и поддержание высокой мотивации и
развитие
способности
обучающихся
к
занятиям
математикой, предоставление им подходящих заданий,
ведение кружков, факультативных и элективных курсов
для желающих и эффективно работающих в них
обучающихся
Предоставление
информации
о
дополнительном
образовании,
возможности
углубленного
изучения
математики в других образовательных
и
иных
организациях, в том числе с применением дистанционных
образовательных технологий

Консультирование обучающихся по выбору профессий и
специальностей,
где
особо
необходимы
знания
математики
Содействие формированию у обучающихся позитивных
эмоций от математической деятельности, в том числе от
нахождения ошибки в своих построениях как источника
улучшения и нового понимания
Выявление совместно с обучающимися недостоверных и
малоправдоподобных данных
Формирование позитивного отношения со стороны всех
обучающихся
к
интеллектуальным
достижениям
одноклассников независимо от абсолютного уровня этого
достижения
Формирование представлений обучающихся о полезности
знаний математики вне зависимости от избранной
профессии или специальности
Ведение

диалога

с

обучающимся

или

группой

обучающихся в процессе решения задачи, выявление
сомнительных мест,
подтверждение
правильности
решения
Необходимые
умения

Совместно с обучающимися
строить
логические
рассуждения
(например,
решение
задачи)
в
математических и иных контекстах, понимать рассуждение
обучающихся
Анализировать предлагаемое обучающимся рассуждение
с результатом: подтверждение его правильности или
нахождение ошибки и анализ причин ее возникновения;
помощь обучающимся в самостоятельной локализации
ошибки, ее исправлении; оказание помощи в улучшении
(обобщении, сокращении, более ясном изложении)
рассуждения
Формировать у обучающихся убеждение в абсолютности
математической
истины
и
математического
доказательства, предотвращать формирование модели
поверхностной имитации действий, ведущих к успеху, без

ясного понимания смысла; поощрять выбор различных
путей в решении поставленной задачи
Решать
задачи
элементарной
математики
соответствующей ступени образования, в том числе те
новые, которые возникают в ходе работы с обучающимися,
задачи олимпиад (включая новые задачи регионального
этапа всероссийской олимпиады)
Совместно с обучающимися применять методы и приемы
понимания математического текста, его
анализа,
структуризации, реорганизации, трансформации
Совместно с обучающимися проводить анализ учебных и
жизненных ситуаций, в которых можно применить
математический аппарат и математические инструменты
(например, динамические таблицы), то же - для
идеализированных (задачных) ситуаций, описанных
текстом
Совместно с обучающимися создавать и использовать

наглядные представления математических объектов и
процессов, рисуя наброски от руки на бумаге и классной
доске, с помощью компьютерных инструментов на экране,
строя объемные модели вручную и на компьютере (с
помощью 3D-принтера)
Организовывать
исследования
эксперимент,
обнаружение закономерностей, доказательство в частных
и общем случаях
Проводить различия между точным и (или) приближенным
математическим
доказательством,
в
частности,
компьютерной оценкой, приближенным измерением,
вычислением и др.
Поддерживать
баланс
между
самостоятельным
открытием, узнаванием нового и технической тренировкой,
исходя из возрастных и индивидуальных особенностей
каждого
обучающегося,
характера
осваиваемого
материала

Владеть основными математическими компьютерными
инструментами:
визуализации
данных,
зависимостей,
отношений,
процессов, геометрических объектов;
вычислений - численных и символьных;
обработки данных (статистики);
экспериментальных
лабораторий
(вероятность,
информатика)
Квалифицированно набирать математический текст
Использовать информационные источники, следить за
последними открытиями в области математики и
знакомить с ними обучающихся
Обеспечивать помощь обучающимся, не освоившим
необходимый материал (из всего курса математики), в
форме
предложения
специальных
заданий,
индивидуальных
консультаций
(в
том
числе
дистанционных); осуществлять пошаговый контроль
выполнения
соответствующих
заданий,
при

необходимости прибегая к помощи других педагогических
работников, в частности тьюторов
Обеспечивать коммуникативную и учебную "включенности"
всех учащихся в образовательный процесс (в частности,
понимание
формулировки
задания,
основной
терминологии, общего смысла идущего в классе
обсуждения)
Работать с родителями (законными представителями),
местным сообществом по проблематике математической
культуры
Необходимые
знания

Основы математической теории и
перспективных
направлений развития современной математики
Представление о
широком
спектре
приложений
математики
и
знание
доступных
обучающимся
математических элементов этих приложений
Теория и методика преподавания математики

Специальные подходы и источники информации для
обучения математике детей, для которых русский язык не
является родным и ограниченно используется в семье и
ближайшем окружении
Другие
характеристики

Соблюдение правовых, нравственных и этических норм,
требований профессиональной этики

3.2.5. Трудовая функция

Наименован Модуль
"Предметное
ие
обучение. Русский язык"

Происхождение
трудовой
функции

Оригинал

X

Код B/05.6

Уровень
(подуровень)
квалификации

6

Заимствовано
из оригинала
Код

Регистрацион

оригинала

Трудовые
действия

ный номер
профессиона
льного
стандарта

Обучение методам понимания сообщения: анализ,
структуризация,
реорганизация,
трансформация,
сопоставление с другими сообщениями, выявление
необходимой для анализирующего информации
Осуществление совместно с обучающимися поиска и
обсуждения изменений в языковой реальности и реакции
на них социума, формирование у обучающихся "чувства
меняющегося языка"
Использование совместно с обучающимися источников
языковой информации для решения практических или
познавательных задач, в частности, этимологической
информации, подчеркивая отличия научного метода
изучения языка от так называемого "бытового" подхода

("народной лингвистики")
Формирование культуры диалога через организацию
устных и письменных дискуссий по проблемам, требующим
принятия решений и разрешения конфликтных ситуаций
Организация публичных выступлений обучающихся,
поощрение их участия в дебатах на школьных
конференциях
и
других
форумах,
включая
интернет-форумы и интернет-конференции
Формирование установки обучающихся на коммуникацию в
максимально широком контексте, в том числе в
гипермедиа-формате
Стимулирование сообщений обучающихся о событии или
объекте (рассказ о поездке, событии семейной жизни,
спектакле и т.п.), анализируя их структуру, используемые
языковые и изобразительные средства
Обсуждение
с
обучающимися
образцов
произведений художественной и
научной

лучших
прозы,

журналистики, рекламы и т.п.
Поощрение
индивидуального
и
литературного творчества обучающихся

коллективного

Поощрение участия обучающихся в
театральных
постановках, стимулирование создания ими анимационных
и других видеопродуктов
Моделирование видов профессиональной деятельности,
где коммуникативная компетентность является основным
качеством работника, включая в нее заинтересованных
обучающихся (издание школьной газеты, художественного
или научного альманаха, организация школьного радио и
телевидения,
разработка
сценария
театральной
постановки или видеофильма и т.д.)
Формирование у обучающихся умения применения в
практике устной и письменной речи норм современного
литературного русского языка
Формирование у

обучающихся

культуры

ссылок

на

источники опубликования, цитирования, сопоставления,
диалога с автором, недопущения нарушения авторских
прав
Необходимые
умения

Владеть методами и приемами обучения русскому языку, в
том числе как не родному
Использовать специальные коррекционные
приемы
обучения для детей с ограниченными возможностями
здоровья
Вести постоянную работу с семьями обучающихся и
местным сообществом по формированию речевой
культуры, фиксируя различия местной и национальной
языковой нормы
Проявлять позитивное отношение к местным языковым
явлениям,
отражающим
культурно-исторические
особенности развития региона
Проявлять позитивное отношение
обучающихся

к

родным

языкам

Давать этическую и эстетическую оценку языковых
проявлений в повседневной жизни: интернет-языка, языка
субкультур, языка СМИ, ненормативной лексики
Поощрять формирование эмоциональной и рациональной
потребности обучающихся в коммуникации как процессе,
жизненно необходимом для человека
Необходимые
знания

Основы лингвистической теории и перспективных
направлений развития современной лингвистики
Представление
о
широком
спектре
приложений
лингвистики
и
знание
доступных
обучающимся
лингвистических элементов этих приложений
Теория и методика преподавания русского языка
Контекстная языковая норма
Стандартное общерусское произношение и лексика, их
отличия от местной языковой среды

Другие

Соблюдение правовых, нравственных и этических норм,

характеристики

требований профессиональной этики
IV. Сведения об организациях - разработчиках
профессионального стандарта

4.1. Ответственная организация-разработчик
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
│
│
профессионального образования города Москвы "Московский городской
│
│
психолого-педагогический университет"
│
│
│
│
Ректор Рубцов Виталий Владимирович
│
│
│
└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

4.2. Наименования организаций-разработчиков

1

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы
Центр образования N 109

-------------------------------<1> Общероссийский классификатор занятий.
<2> Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.
<3> Приказ Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н "Об
утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей,
специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей
работников образования" (зарегистрировано в Минюсте России 6 октября 2010 г. N
18638).
<4> Общероссийский классификатор специальностей по образованию.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».